Главная / Газета 1 Марта 2007 г. 00:00 / Тематические приложения

Москва не сразу строилась

Столичные власти приняли амбициозную программу развития выставочной индустрии

В столице принята комплексная городская целевая программа «Развитие выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в городе Москве на 2007–2009 годы».

shadow
Принятие такого рода программы вполне объяснимо. Выставки, с одной стороны, повышают столичный статус города, с другой – способствуют развитию его экономики и пополнению городской казны. Стоит сказать, что в 2005 г. доля от выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в налоговых доходах бюджета Москвы составила 5%.

Сейчас Москва имеет достаточно развитую выставочно-ярмарочную индустрию. Здесь проводится более половины всех российских выставочных мероприятий. На столичном выставочном поле действуют несколько крупных ведущих выставочно-ярмарочных комплексов (ОАО «ГАО ВВЦ», ЗАО «Экспоцентр», ООО КВЦ «Сокольники», ОАО «Росстройэкспо»), а также ряд других выставочных площадок (ЦВЗ «Манеж», ОАО «Гостиный Двор», ГУП МЦВДНТ «Москва», Спорткомплекс «Олимпийский», ЦДХ, ЦМТ, ОАО «Олимпийский комплекс «Лужники» и др.).

По состоянию на 01.07.2006 года общий размер выставочных площадей в Москве, привлекаемых к проведению выставочно-ярмарочных мероприятий, достигает 300 тыс. кв. м. Это – ОАО «ГАО «Всероссийский выставочный центр» (49 тыс. кв. м), ЗАО «Экспоцентр» (135 тыс. кв. м), ООО КВЦ «Сокольники» (33 тыс. кв. м), ОАО «Росстройэкспо» (18 тыс. кв. м). На другие площадки приходится в общей сложности 65 тыс. кв. м.

Растущее влияние на выставочную деятельность в Москве оказывает динамично развивающийся МВЦ «Крокус Экспо», расположенный на границе Москвы и Московской области. Размер выставочных площадей в Москве и Московской области с учетом МВЦ «Крокус Экспо» (86 тыс. кв. м) составляет 386 тыс. кв. м. Деятельность выставочных комплексов, работающих в ближайшем Подмосковье, едва ли стоит рассматривать как конкуренцию выставочным объектам, расположенным в центре Москвы, поскольку все они решают общую задачу – ликвидацию дефицита площадей для выставочно-ярмарочной деятельности в Москве и Московской области.

Тем не менее, если посмотреть на состояние материально-технической базы всех выставочных комплексов и площадок в черте города, можно увидеть, что ни один из них по своим размерам, техническому оснащению, инфраструктуре и функциональным возможностям не отвечает нормам, принятым в международной практике. Основным фактором, сдерживающим дальнейшее развитие выставочно-ярмарочной деятельности, является значительный дефицит экспозиционных площадей. Сейчас заявки потенциальных участников мероприятий на ведущих комплексах удовлетворяются лишь на 50–60%.

Проведенная экспертиза потребностей Москвы в выставочных площадях показала, что столице необходимо дополнительные выставочные площади порядка 250–300 тыс.кв. м и около 80–85 тыс. кв. м конгрессных площадей уже в ближайшие годы. С учетом МВЦ «Крокус Экспо» общее количество площадей к 2015 году должно составить порядка 800 тыс. кв. м выставочных площадей и 110 тыс. кв. м конгрессных площадей. Стоит отметить, что по размерам выставочных площадей Москва отстает от Парижа в 2 раза; Ганновера – в 1,5 раза; Франкфурта – в 1,5 раза.

Москва является ведущим городом России по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности. Здесь сосредоточено до 85% всего конгрессного бизнеса России. Но эта деятельность сдерживается недостатком помещений. Крупные международные конгрессы с числом участников 5–6 тыс. и более требуют совершенно новой инфраструктуры конгрессных центров. В международной практике для проведения такого рода мероприятий строят специализированные центры (так называемые конвент-центры, или конгресс-центры). Как правило, они включают в себя многофункциональные залы различной вместимости (с возможностью их трансформации при помощи модульных перегородок), гостиничный комплекс, бизнес-центр с полным комплексом услуг, сеть общественного питания (кафе, рестораны, банкетно-фуршетные залы), объекты культурно-развлекательного и оздоровительного центра, автоцентр (паркинг, подземный гараж, автообслуживание) и другие необходимые объекты инфраструктуры. В Москве же имеется лишь два специализированных конгресс-центра: конгресс-центр Центра международной торговли (вместимостью до 1 тыс. чел.) и МИВЦ «Инфопространство» (до 0,8 тыс. чел.). Универсальных залов для проведения конгрессных мероприятий – три: Государственный Кремлевский дворец (до 6 тыс. чел.), Московский дворец молодежи (до 2 тыс. чел.) и Колонный зал Дома союзов (до 1 тыс. чел.). Работу по проведению конгрессов и конференций ведут ОАО «ГАО ВВЦ» (700 мест), ЗАО «Экспоцентр» (500 мест), ОАО «Гостиный двор» (500 мест), но они ориентированы на выставочно-ярмарочные мероприятия. Для проведения конгрессных мероприятий используются также гостиницы, что носит, конечно, вынужденный характер. Итак, по состоянию на 1 июля 2006 года в Москве конгрессные объекты обеспечивают проведение мероприятий с числом участников до 7800 человек. Это – конгресс-центр ЦМТ и МИВЦ «Информпространство» (1800 чел.), универсальные залы (2800 чел.), выставочные комплексы (1700 чел.), гостиницы (1500 чел.)

Таким образом, в Москве, в отличие от других городов мира, нет специализированной площадки для проведения крупных международных конгрессов (на 5000–10 000 участников), включающей все необходимые для этой цели объекты (конгрессные залы различной вместимости: для большого пленарного заседания, для секционных заседаний, «круглых столов», презентаций; гостиничного комплекса, объектов общественного питания: кафе, ресторанов, банкетных залов для больших и малых приемов; автостоянок; удобных подъездных путей и т.п.). В результате по состоянию конгрессной инфраструктуры Москва занимает в рейтинге UFI 42-е место из 53.

Необходимым условием решения задачи объективно служит строительство в Москве Международного выставочно-ярмарочного и конгрессного центра и Дворца конгрессов мирового уровня. А для развертывания конгрессной деятельности национального и международного уровня в Москве необходимо наличие универсальных конгрессных объектов с адекватной инфраструктурой для оказания современного комплекса услуг. Исходя из опыта конгрессной деятельности в зарубежных странах, конгрессные площади составляют от 7 до 20% общего количества выставочных площадей. Это означает, что Москве к 2010 году необходимо около 85 тыс. кв. м, а к 2015 году – 110 тыс. кв. м конгрессных площадей.

Цели и задачи

В качестве стратегической цели программы устанавливается превращение Москвы в крупнейший выставочно-конгрессный центр. В рамках достижения этой цели планируется обеспечить:

1. Прирост выставочных площадей к 2009 году в размере 275 тыс. кв. м, доведение их общего размера до 575 тыс. кв. м. В т.ч. по годам: 2007 г. – 64 тыс. кв. м; 2008 г. – 83 тыс. кв. м; 2009 г. – 128 тыс. кв. м;

2. Прирост конгрессных площадей к 2009 году в размере 65 тыс. кв. м; доведение их общего размера до 85 тыс. кв. м. В т.ч. по годам: 2007 г. – 10 тыс. кв. м, 2008 г. – 15 тыс. кв. м, 2009 г. – 40 тыс. кв. м;

3. Создание не менее 3 тыс. новых рабочих мест на вновь создаваемых и модернизируемых объектах выставочной индустрии. В т.ч. по годам: 2007 г. – 0,5 тыс.; 2008 г. – 0,9 тыс.; 2009 г. – 1,6 тыс.

4. Существенное снижение дефицита выставочных площадей к 2009 г., в т.ч. по годам: 2007 г. – дефицит в 382 тыс. кв. м, 2008 г. – дефицит в 318 тыс. кв. м, 2009 г. – 225 тыс. кв. м (без учета развития МВЦ «Крокус Экспо»);

5. Существенное снижение дефицита конгрессных площадей к 2009 г., в т.ч. по годам: 2007 г. – дефицит 100 тыс. кв. м, 2008 г. – дефицит 85 тыс. кв. м, 2009 г. – дефицит 45 тыс. кв. м (без учета развития МВЦ «Крокус Экспо»).

Для достижения выдвинутых в программе целей необходимо решение следующих задач:

Совершенствование нормативно-правового регулирования.

Развитие системы координации выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности и механизмов взаимодействия субъектов выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, товаропроизводителей – участников выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий.

Обеспечение развития выставочно-ярмарочных и конгрессных комплексов и их инфраструктуры в городе Москве в соответствии с потребностями экономики.

Строительство на территории Всероссийского выставочного центра и поэтапный ввод в эксплуатацию Международного выставочного комплекса площадью 188 тыс. кв. м, обеспеченного необходимой инфраструктурой.

Разработка предпроектной документации по поэтапному строительству специализированной конгрессной площадки: Московского дворца конгрессов мирового уровня.

Повышение имиджа и инвестиционной привлекательности столичного мегаполиса и его выставочного комплекса.

Создание единого информационного пространства в интересах анализа, оценки и прогнозирования развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности.

Обеспечение безопасности выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в городе Москве.

Источники финансирования

— Средства бюджета города Москвы, в т.ч. средства целевых бюджетных фондов развития территорий города Москвы;

— Собственные средства выставочных комплексов, других субъектов выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности;

— Привлеченные и иные внебюджетные финансовые и инвестиционные ресурсы.

Ресурсное обеспечение инвестиционных проектов ведущих выставочно-ярмарочных комплексов и конгрессных объектов осуществляется за счет их собственных финансовых, заемных и других привлекаемых ресурсов на основе решений их руководящих органов.

Ориентировочный объем привлекаемых внебюджетных средств на строительство, реконструкцию и развитие выставочно-ярмарочных объектов составит 3 444,2 млн. руб., из них:

ОАО «ГАО ВВЦ» – 521,5 млн. руб.,

ЗАО «Экспоцентр – 930,0 млн. руб.,

ООО КВЦ «Сокольники» – 132,7 млн. руб.,

ООО «Вернисаж в Измайлово» – 1 580,0 млн. руб.,

Специализированный комплекс в сфере малого предпринимательства – 280,0 млн. руб.

Объемы финансирования программы за счет средств бюджета составляет 18 373,7 млн. руб. (исходя из стоимости работ по строительству и реконструкции центра на ОАО «ГАО ВВЦ», в среднем в размере 50 тыс. 0 руб. за 1 кв. м выставочной площади):

I этап – 2007 г. – 4 408,7 млн. руб.

II этап –2008г. – 8 122,4 млн. руб.

III этап –2009 г. – 5 842,6 млн. руб.

Общий объем финансирования за период реализации программы – 22 812,2 млн. руб.

Как отмечают разработчики Программы, при благоприятных внешних факторах развития экономики города (рост ВВП страны на уровне 8–10%, сохранение тенденции роста мировых цен на энергоносители, снижение инфляции до 3–5% в год, политическая и социальная стабильность) возможности для инвестиций в сфере выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности будут благоприятными. При неблагоприятной же конъюнктуре следует ожидать существенного (до 15–20%) снижения деловой активности в сфере выставочно-ярмарочной деятельности, невозможности реализовать в полной мере инвестиционную составляющую программы. Обоснованный в программе вариант выделения крупных бюджетных инвестиций в объеме около 18 млрд. руб., взаимодействие правительства Москвы с ОАО «ГАО ВВЦ», другими субъектами выставочно-ярмарочной деятельности, выполнение всеми сторонами взятых на себя инвестиционных обязательств по вводу в действие 275 тыс. кв. м выставочно-ярмарочных площадей можно рассматривать как оптимистический. Пессимистический вариант выполнения программы будет иметь место в случае невозможности выделения городом в полном объеме средств на строительство Международного выставочного комплекса на ВВЦ и прилегающих территориях, а также невыполнения своих инвестиционных намерений негосударственными структурами.


Общий размер выставочных площадей в Москве, привлекаемых к проведению выставочно-ярмарочных мероприятий, (по состоянию на 01.07.2006 года)

ОАО «ГАО «Всероссийский выставочный центр» 49 тыс. кв. м
ЗАО «Экспоцентр» 135 тыс. кв. м
ООО КВЦ «Сокольники» 33 тыс. кв. м
ОАО «Росстройэкспо» 18 тыс. кв. м
Другие в общей сложности 65 тыс. кв. м
Итого: 300 тыс. кв. м

Прирост выставочных площадей к 2009 году

2007 г. 64 тыс. кв. м
2008 г. 83 тыс. кв. м
2009 г. 128 тыс. кв. м
Итого: 275 тыс. кв. м

Опубликовано в номере «НИ» от 1 марта 2007 г.


Актуально


Регионы


Смотрите также

Лейла Намазова-Баранова

«Часто болеющие дети – это повод обратиться к генетику»

Анна Банщикова

«Мне все доставалось своим трудом»

Осенние игры

Как время года влияет на обострение заболеваний желудочно-кишечного тракта

Шкала здоровья

Ноябрь – время тюбажей и правильного сна

Новости


Все на сладкий фестиваль!

Что нужно, чтобы устроить настоящий шоколадный праздник

Кожа без полос

Как убрать растяжки

Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: