Главная / Газета 19 Декабря 2006 г. 00:00 / Тематические приложения

Подводные камни «общих условий»

Алла СВЕТУХИНА, Санкт-Петербург

Руководитель предприятия принимает решение об участии в выставке. Что он делает дальше? Знакомится с предложенными организатором документами: договором и «Общими условиями участия в выставках». Но сделать это нужно внимательно и тщательно, поскольку там может быть немало «подводных камней».

shadow
Первая опасность. «Общие условия участия в выставках» у различных фирм-организаторов часто содержат пункт, согласно которому «в случае нарушения экспонентом данных условий организатор имеет право отказать экспоненту в предоставлении выставочного стенда (площади)». Или вот еще один пунктов подобных «Условий»: «Для самостоятельного художественного оформления и для использования украшений на стандартном выставочном стенде необходимо получить согласие организатора».

Обращаемся за разъяснениями к Гражданскому кодексу РФ – ст. 431 «Толкование договора» (поскольку «Условия участия» являются приложением к договору на участие в выставке): «При толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом».

Какой вывод может сделать при этом экспонент, принимая во внимание буквальное толкование? Стенд должен быть абсолютно пустым! Ведь даже наличие любого экспоната или буклета можно расценивать как художественное оформление или элемент украшения. И, если не будет на то высочайшего согласия организатора, экспонаты свои распаковывать никто не имеет права – непокорным тут же укажут на выход.

Имея такой пункт в «Условиях участия», очень легко манипулировать экспонентами на выставке, что явно ущемляет их права.

shadow Вторая опасность. Еще один пункт из «Условий участия в выставке»:

«При нарушении участником одного из пунктов «Условий участия» организатор имеет право расторгнуть настоящий договор. При этом денежные средства, перечисленные участником, не возвращаются».

Сами «Общие условия участия» – на 8 страницах, «Руководство участника выставки» – это целая книга формата А4 на 26 страницах, включающая 9 Приложений + правила пожарной безопасности – на 3 страницах.

Следующий пункт из вышеупомянутых «Условий участия»: «Экспонент обязан обеспечить противопожарную защиту экспонатов и других вещей на стенде». Что подразумевается под «другими вещами»? И что конкретно должна представлять их защита? Автоматическая система пожаротушения, пожарные гидранты, огнетушители или же огнезащитная пропитка? Если требование «размыто», его очень легко нарушить и в итоге оказаться без участия в выставке и без денег.

Как правило, в договоре или «Условиях участия» имеется пункт, посвященный правилам техники безопасности и пожарной безопасности или же ссылка на эти правила. Каждый выставочный комплекс разрабатывает и утверждает подобные правила, не противоречащие «Правилам пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ 01-03), СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», СНиП 2.08.02.89 «Общественные здания и сооружения» и НПБ 105-95 «Определение категорий помещений и зданий по взрывоопасной и пожарной опасности», в которых о выставках упоминается совсем немного.

В одном из столичных выставочных комплексах экспонентам предлагается 13 приложений (!) к договору, каждое из которых расписано очень подробно, серьезно и профессионально. Не имея высшего технического образования, понять отдельные требования не представляется возможным. Среди них есть такие, которые даже федеральный орган лицензирования в области пожарной безопасности не догадался ввести. Например, требование: «На экспонатах и строительных материалах, подлежащих обязательной огнезащитной обработке, иметь печати или пришитые бирки (ярлыки) с печатями, подтверждающие проведение обязательной огнезащитной обработки».

Некоторые выставочные правила, например, совершенно безосновательно требуют огнезащитную обработку не только конструкции стенда, драпировок и коврового покрытия (п.150 ППБ 01-03), но и экспонатов. Другие же требуют не только иметь акты об огнезащитной обработке, но и производить эту пропитку прямо в павильоне. Но знают ли составители документа, что согласно требованиям ЦОД ГПС МЧС РФ обработка огнезащитными составами должна проводиться со строгим соблюдением всех необходимых условий: в специальных помещениях, оборудованных приточно-вытяжной вентиляцией, в определенных температурных и влажностных условиях, в защитных очках и в респираторах? Причем это крайне вредно для дорогостоящего электрического оборудования, которым обычно напичканы стенды. Сохнуть будет сутки. А запах?

Поэтому требования об обработке на месте совершенно беспочвенны – достаточно иметь акт об огнезащитной обработке от организации, имеющей лицензию на проведение данного вида работ. Причем срок действия этого акта – 1 год (а если есть протокол испытаний на старение, то и 3 года, и даже 5 лет), и в течение этого срока перед очередной выставкой повторную обработку производить не нужно.

Третья опасность. Обычно, заключая договор и распределяя ответственность за невыполнение его условий, ссылаются на форс-мажорные обстоятельства, т.е. чрезвычайные, непреодолимые в данных условиях обстоятельства. Кто-то расписывает их подробно, кто-то ссылается только на стихийные бедствия, военные действия и эпидемии.

Чаще всего этот пункт оказывается простой формальностью, но не стоит его игнорировать. Бывают и такие случаи, которые могут внести неожиданные коррективы в ваши планы. В качестве примера я хочу привести случай, который произошел три года назад во время участия в одной из выставок.

В день монтажа выставки буквально на подъезде к выставочному комплексу нашу машину с оборудованием и экспонатами обогнал кортеж правительственных машин, и въезд нам перегородил гаишник, направив нашу машину к другим воротам. Въехать нам удалось, но уже на территории выставочного комплекса мы намертво встали – проезд был перекрыт. Одновременно с нашей выставкой в соседнем павильоне проводилась другая выставка, в рамках которой проходили показательные выступления МЧС России – демонстрировали свое мастерство на земле и на воде противопожарные службы. В связи с этим обстоятельством все пути и проезды внутри выставочного комплекса были перекрыты «людьми в камуфляже».

shadow Мы были рядом с павильоном (буквально в трехстах метрах), но не могли к нему подъехать и очень нервничали. Было от чего: во-первых, машина была взята в аренду, а стало быть, денежки «тикали»; во-вторых, на стенде машину с оборудованием и экспонатами ждали 11 человек – художники-дизайнеры, осветители, конструкторы, грузчики и монтировщики. Никто из них не рассчитывал на такую задержку, сверхурочная работа не оговаривалась и в планы наши не входила.

И, наконец, самое главное – часы монтажа ограничены, и, если мы не успеваем смонтировать экспозицию до закрытия павильона – вся наша многодневная подготовительная работа, а также деньги, заплаченные за аренду стенда и дополнительного оборудования, пропадают. И все это из-за того, что те, кто должен бороться с чрезвычайными ситуациями, создал такую ситуацию нам.

Нам еще повезло – что-то не заладилось с тушением пожара на воде, поэтому пожар на суше отменили и нам наконец (через 2,5 часа) разрешили проехать к своему павильону. Мы выбились из графика, из сметы, ну и некоторые вышли из себя. А ведь этого можно было избежать, если бы организатор выставки, в рамках которой проходили эти учения, предупредил о возможности такой задержки организатора нашей выставки, который в свою очередь должен был предусмотреть въезд экспонентов на выставку по другому маршруту.

Данный случай не подпадает под понятие «форс-мажор», но кто в таком случае должен нести ответственность за несоблюдение условий допуска на территорию выставки? Поэтому есть резон обезопасить себя заранее.

Другие советы. Один любопытный пункт «Правил пожарной безопасности»: «Применение электрических приборов для приготовления чая и кофе может быть допущено только в помещениях, специально отведенных и оборудованных для этих целей по согласованию с пожарной охраной». Экспоненты, ознакомившись с данными правилами, могут смело требовать от организаторов обеспечения такими помещениями. Естественно, они должны быть оборудованы не только чайниками и кофеварками, но и расчетными местами для приема пищи экспонентов и их гостей (не будут же экспоненты проходить к своим стендам с горячими чашками, рискуя здоровьем своим и посетителей). Причем данные помещения должны быть обустроены согласно правилам СЭС и необходимого метража, исходя из реального количества экспонентов.

Ознакомилась еще с одним документом: договором-заявкой. Документ – основательный, глубоко проработанный... Но удивил и несколько озадачил один пункт: «Исполнитель не несет ответственности за причинение ущерба заказчику преднамеренными или неосторожными действиями заказчика или третьих лиц, связанных с заказчиком договором или каким-либо другим образом». Что тут можно посоветовать? Постарайтесь обойтись без «компрометирующих связей» с кем бы то ни было. На всякий случай!

И самое главное – не нужно забывать, что выставку организатор проводит не для себя, а для фирм-экспонентов, для потенциальных участников выставок, для посетителей-специалистов. Успешность выставки напрямую зависит от выполнения ими поставленных перед собой задач. Помочь им это сделать – это уже задача организатора выставки.

Опубликовано в номере «НИ» от 19 декабря 2006 г.


Актуально


Регионы


Смотрите также

Лейла Намазова-Баранова

«Часто болеющие дети – это повод обратиться к генетику»

Анна Банщикова

«Мне все доставалось своим трудом»

Осенние игры

Как время года влияет на обострение заболеваний желудочно-кишечного тракта

Шкала здоровья

Ноябрь – время тюбажей и правильного сна

Новости


Все на сладкий фестиваль!

Что нужно, чтобы устроить настоящий шоколадный праздник

Кожа без полос

Как убрать растяжки

Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: