Главная / Газета 14 Сентября 2006 г. 00:00 / Тематические приложения

Уникальный выставочный комплекс России

Водонапорная башня фирмы А. В. Барии. Инженер В. Г. Шухов.
Водонапорная башня фирмы А. В. Барии. Инженер В. Г. Шухов.
shadow
Уникальным экспонатом выставки стала водонапорная башня фирмы А.В. Бари высотой 32 м, построенная по проекту Шухова с использованием сетчатой гиперболической конструкции. Это сооружение, служившее своеобразным акцентом в силуэте застройки, современники называли «шедевром инженерно-строительного искусства» и «нашей Эйфелевой башней». Интересно, что башня выполняла не только роль экспоната и высотной доминанты, но и использовалась для необычного светового эффекта – в пасмурные дни с нее через «волшебный фонарь» проецировалась на облака реклама.

Кроме новаторских павильонов Шухова, на выставке было построено еще одно громадное металлическое здание – машинный павильон, где экспонировались действующие образцы отечественного машиностроения (архитектурная часть – А.Н. Померанцев, разработка деталей – Л.Я. Урлауб, Г.Я. Виклунд, скульптурные работы – А.Л. Обер).

Значительная часть казенных и частных павильонов была выстроена бутафорским способом. Это позволяло создавать иллюзию капитально построенных зданий в любом стиле при незначительных затратах.

Ретроспективизм и национальное стилизаторство этих сооружений отражали бытовавшее тогда представление современников об образной стороне архитектуры выставочных павильонов, внешний вид которых должен был раскрывать характер представленных в них экспонатов по тематическому или географическому признакам. Эта практика выставочного строительства в России в значительной степени перекликалась с тенденциями, характерными для всемирных и международных выставок этого периода за рубежом, где страны-участницы строили свои павильоны непременно в национальных стилях, а художественные отделы размещались обычно в павильонах, стилизованных под архитектуру ренессанса.

С этими бутафорскими павильонами соседствовало множество тематических выставочных зданий, в архитектурной форме которых были выявлены как конструктивная основа, так и свойства материала. К этой группе можно отнести деревянные павильоны отдела лесоводства (архитектор Л.Н. Бенуа), военного отдела (архитектор Г.И. Котов), кустарного отдела (архитектор В.В. Суслов). Нельзя не упомянуть о павильоне садоводства, построенном по проекту И.П. Ропета, сыгравшего заметную роль в выставочной архитектуре России.

Поиски нового художественного языка, нашедшего свое выражение в эстетике модерна, проявились на этой выставке в павильоне Крайнего Севера, построенном по проекту художника К.А. Коровина. Важно отметить и появление на выставке частных художественных павильонов. Художник К.Е. Маковский экспонировал свою картину «Минин» в отдельном деревянном павильоне простой и лаконичной архитектуры (архитектор Р.Ф. Мельцер). Панорама профессора Ф.А. Рубо «Покорение Кавказа» была впервые представлена публике в куполообразном деревянном здании (архитектор А.И. фон Гоген), а эскиз мозаичного панно «Принцесса Греза» М.А. Врубеля для фасада московской гостиницы «Метрополь» показывали в специальном павильоне, сооруженном по инициативе С.И. Мамонтова рядом с территорией выставки. Эти павильоны строились с учетом специфических условий освещения, необходимого для экспозиции именно произведений искусства. Они представляют интерес как примеры сооружения временных художественных музеев.

Нижегородская выставка продемонстрировала лучшие достижения отечественной промышленности, сельского хозяйства и кустарного производства, или, выражаясь словами ее современников, показала, что «Россия в данное время обладает всеми новейшими техническими и другими знаниями и что русский человек в состоянии производить все необходимое для народной жизни государства, не прибегая к заимствованиям от чужеземцев».

Корреспондент французской газеты «Soleil» Бонвиль писал по этому поводу: «Я видел предыдущую русскую выставку 1882 года в Москве и я прямо напуган теми успехами, какие достигнуты этим молодым, но полным энергии народом за четырнадцатилетний период. Теперь русские достигли такого положения, что могут обходиться без помощи иностранцев». «Independence Belge» видела в ней «новое торжество русской промышленности» и «событие чрезвычайной важности для торговой и фабричной России». «Berliner Lokal-Zeitung» писала в то время: «Первое впечатление от выставки ошеломляющее. Она в своих частностях столь же богата содержанием, сколь и оригинальна»…

Выставка имела и большое культурно-просветительное значение: на ней было прочитано около 200 публичных лекций. Особенно важны были эти лекции для учащейся молодежи и рабочих групп, которым предоставлялся бесплатный проезд в Нижний Новгород. Таким образом организаторы выставки преследовали определенную цель: «Дать рабочему человеку трудовой идеал, показав ему, что была Россия и чем она стала… Пусть они почувствуют, что и они пружины этого мира, и возвышаются таким сознанием». Очень высоко отзывался о выставке как о «всероссийской школе» Д.И. Менделеев: «Смотреть нашу выставку – значит узнавать, учиться, разбирать, мыслить, а не просто гулять, смотреть и отдыхать». Этот же просветительский аспект экспозиции подчеркивался во многих публикациях центральной и местной печати. Кстати, во время работы выставки издавалась специальная ежедневная газета – «Известия Всероссийской промышленной и художественной Выставки в Нижнем Новгороде», выдержавшая почти сто выпусков.

Выставка работала в течение четырех месяцев, и за это время ее посетили около миллиона человек, в том числе 283 тыс. рабочих и учащихся по бесплатным билетам. Эта цифра становится особенно впечатляющей, если учесть, что население самого Нижнего Новгорода составляло тогда примерно 75 тысяч жителей. В связи с проведением этого смотра в городе построили городской театр на 950 мест, электрическую подстанцию, новый мост через Оку, реконструировали водопровод, канализацию, бойни, увеличили площадь мостовых более чем на 113 800 кв. м, усовершенствовали электрическое освещение и т.д. К 6 тыс. существующих помещений для приезжих в городе добавилось еще более 3 тыс., на устройство которых было выделено безвозвратно 364 000 руб.

Нижегородская выставка стала важным событием общественно-экономической и культурной жизни страны. Она оказала благотворное влияние на развитие промышленности, сельского хозяйства, торговли, способствовала техническому и социальному прогрессу. Выставка сыграла значительную роль не только в области выставочной архитектуры, но и дала мощный импульс для поиска новых архитектурных форм и развития новых строительных конструкций и материалов в России в целом. Опыт организации некоторых отделов нижегородского смотра пригодился в дальнейшем для других отечественных и международных выставок.

Опубликовано в номере «НИ» от 14 сентября 2006 г.


Актуально


Регионы


Смотрите также

Лейла Намазова-Баранова

«Часто болеющие дети – это повод обратиться к генетику»

Анна Банщикова

«Мне все доставалось своим трудом»

Осенние игры

Как время года влияет на обострение заболеваний желудочно-кишечного тракта

Шкала здоровья

Ноябрь – время тюбажей и правильного сна

Новости


Все на сладкий фестиваль!

Что нужно, чтобы устроить настоящий шоколадный праздник

Кожа без полос

Как убрать растяжки

Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: