Главная / Газета 2 Февраля 2006 г. 00:00 / Тематические приложения

«Война по-американски»

Игорь ПОТАПОВ, газета «Известия» для «ProКино»
shadow
Сэм Мендес, автор «Красоты по-американски», решил снять кино про современную войну по-американски. Это значит – пустыня, нефтяные скважины, враждебные арабы. Правда, делать фильм про нынешнюю операцию против Саддама Мендесу не доверили, зато про кувейтскую «Бурю в пустыне» 1991 года – снимай сколько хочешь. Тем более что снималось не на пустом месте, а по мотивам автобиографической книги бывшего морпеха Энтони Своффорда, который испытал все показанное на экране на собственной шкуре, после чего распрощался с военной жизнью и стал преподавать английский язык в школе. Поневоле напрашиваются параллели с нашей «9 ротой» – Федор Бондарчук тоже не стал живописать современность, а обратился к войне недавней, но подзабытой, и тоже прикрыл тылы меткой «основано на реальных событиях». На самом деле совпадений в фильмах куда больше, и даже финальный пафос обеих картин выглядит двумя вариациями на одну и ту же тему. Конечно, немудрено, что описание муштры в армиях двух тогда еще противостоящих друг другу сверхдержав выглядит похоже. Сержант, он и в Саудовской Аравии – сержант, и Михаил Пореченков с Джейми Фоксом запросто могли бы поменяться местами. Подъем, отбой, «не плачь, девчонка, пройдут дожди», полоса препятствий, противогазы, «мама, я домой хочу». Все упали и немедленно отжались. Сцены, в которой советских десантников и американских морпехов обучают стрельбе по мишеням, выглядят просто идентичными. Так и ждешь, что в прицеле карабина Джейка Гилленхаала покажется советская монета достоинством в пять копеек.
Сержант Сайкс (Джейми Фокс) и прапорщик Дыгало (Михаил Пореченков) на самом деле близнецы-братья
shadow Точно так же потом, в полевых условиях, солдаты обеих армий будут одинаково, бессмысленно и беспощадно, праздновать Новый год (Рождество). Конечно, в нашей армии все не в пример серьезнее, и в учебе, и в отдыхе. В «9 роте» есть, например, рукопашный бой и развеселые занятия со взрывчаткой, а в «Морпехах» – всего лишь мантра «на свете есть много винтовок, но эта винтовка – моя», да киноманские просмотры «Апокалипсиса сегодня». Нашим десантникам полагаются косяки и свальный секс с медсестрой, а с морпехами даже стюардессы в самолете флиртовать отказываются. Главное, что и те и другие оказываются нормальными половозрелыми парнями, способными и на лирику, и на дикую похабщину, и одинаково желающими оказаться подальше от казарменных харчей. Зато, когда настанет час и суровое начальство позовет Родину любить, дезертиров не окажется. Станислав Говорухин в тельняшке и Крис Купер в камуфляже умело промывают пацанам мозги, и те уже рады стараться, надирать задницы афганским моджахедам и иракским гвардейцам. Но когда дело доходит до войны, дороги героев двух картин радикально расходятся. Одни попадают в натуральное пекло, под пули борцов за свободу Афганистана и погибают почти все до одного, защищая никому не нужную высоту. Вторые – варятся в пустынном зное, охраняя очень нужный саудовским шейхам нефтепровод. А когда их все-таки кинут в Кувейт, им сначала придется долго брести в дымовой завесе от горящих нефтяных скважин (этот жирный, почти осязаемый дым – лучшее визуальное впечатление от фильма Мендеса), а потом глупо и внезапно осознать, что война уже закончилась без их участия. Вот и еще одно существенное различие между «9 ротой» и «Морпехами»: афганские борцы за свободу подходят на расстояние штыка, щеголяя нечесаными бородами и моднющими темными очками, а иракские оккупанты постреляют издалека, да покажутся на секунду в оптике стрелка-наводчика Питера Сарсгорда. Заключительный рефрен «9 роты»: «наша страна про нас забыла, но мы все равно победили». В «Морпехах» все несколько сложнее – главный герой пытается рассказать о том, как «нас методично превращали из нормальных людей в машины для стрельбы по живым мишеням, но в итоге не дали сделать и одного выстрела». По большому счету, оба фильма рассказывают о том, что война (шире – армейская служба, вариант военных действий в мирное время) является таким состоянием человеческой психики, из которого, один раз туда попав, выйти уже практически невозможно. Но Сэм Мендес идет на один шаг дальше. Для того чтобы показать «личную войну рядового Своффорда», в которой почти нет выстрелов и совсем нет героизма (не назовешь же героизмом, в высоком патриотическом смысле этого слова, утилизацию дерьма в наказание за нарушение устава), он тратит гораздо больше сил, средств и кинематографического размаха, чем Бондарчук – для изображения реальных сражений с артобстрелами и рукопашными. То, что морпехам так и не удалось погибнуть за отчизну, выглядит куда более жесткой насмешкой судьбы. Недаром биография главного героя оказывается изящно закольцована – от психопата-отца, отслужившего во Вьетнаме, до испитого ветерана, который в финале фильма ввалится в автобус к возвратившимся домой морпехам и сначала начнет несвязно выкрикивать: «Морские пехотинцы – верность навсегда!», а потом тихо попросит разрешения просто посидеть рядом с парнями в форме. Возвращения из ада не получилось, и самым счастливым из морских пехотинцев окажется тот, кого на гражданке все-таки найдет несбывшаяся в пустыне смерть.



«МОРПЕХИ» /JARHEAD/ (2005)

Российская премьера: 19.01.2006
Мировая премьера: 04.11.2005
Жанр: Драма/Боевик
Режиссер: Сэм Мендес
В ролях: Джейк Гилленхаал, Питер Сарсгорд, Джейми Фокс, Крис Купер
Производство: Universal Pictures
Продолжительность: 123 мин.

Опубликовано в номере «НИ» от 2 февраля 2006 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: