Главная / Газета 14 Ноября 2005 г. 00:00 / Тематические приложения

Радиочип на багаже и баня перед вылетом

Каждый год в аэропортах мира появляются новые технологии работы и обслуживания пассажиров

Екатерина ТРОФИМОВА

Аэропорты по самой сути своей являются высокотехнологичными предприятиями, а потому внедрение и усовершенствование различных технологических новинок является неотъемлемой частью их существования. Да и конкуренция заставляет воздушные гавани изобретать все новые способы повышения уровня сервиса.

shadow
К самолету – по рельсам

Одна из наиболее заметных тенденций в технологическом развитии мировых аэропортов – улучшение взаимодействия с другими видами транспорта. Воздушные гавани, как правило, удалены от городов, а автомобильные пробки – общая беда всех мегаполисов. Поэтому любая более или менее масштабная реконструкция аэропортов в последнее время обязательно подразумевает улучшение транспортной инфраструктуры и создание так называемой интермодальной системы.

Так, три года назад такая система появилась в «Домодедово», добраться до которого пассажиры теперь могут за 40 минут скоростной электричкой-экспрессом, предварительно зарегистрировавшись на рейс и сдав багаж в здании Павелецкого вокзала. Минувшим летом во «Внуково» был открыт первый в России подземный железнодорожный терминал – он расположен прямо на территории аэропортового комплекса. Суперсовременная электричка, оснащенная телевизорами с жидкокристаллическими экранами, появилась несколько лет назад в лондонском Heathrow. На сегодняшний день она является самой скоростной среди своих аналогов. Однако до полного логического завершения связка между авиационным и железнодорожным транспортом в Европе доведена в аэропортах Мюнхена и Франкфурта, где железнодорожная ветка расположена прямо под наземным терминалом. И пассажир, покупая билет на самолет, может сразу приобрести и железнодорожный билет до места назначения.

Долой бумагу

Кстати, о билетах. Другая ведущая тенденция в техническом оснащении – развитие системы e-tickets, или электронных билетов. По мнению специалистов, повсеместное их внедрение станет главным технологическим прорывом в ближайшие два года. Это внесет принципиальные изменения в логистику пассажиропотока, проходящего через аэропорт, поскольку такой билет подразумевает совершенно иную систему регистрации, чем та, что практикуется сейчас.

В международных аэропортах развитых стран уже существует большое количество стоек самостоятельной регистрации, где человек без помощи аэропортовых служб оформляет себе посадочный талон. Для этого нужно ввести в автомат ваучер, предварительно купленный по Интернету и распечатанный из Интернета же, и получить на руки посадочный талон. Если вдруг талон будет случайно потерян, точно таким же образом оформление можно осуществить повторно. Такая процедура исключает очереди на регистрацию и практически устраняет возможность ошибок.

Повсеместное внедрение данной системы запланировано Международной ассоциацией воздушного транспорта IATA к концу 2007 года. В США подобным образом оформляются уже 70–80% билетов. В Европе – меньше, но темпы, с которыми страны ЕС движутся к «электронному обилечиванию», очень высоки. Россия, к сожалению, пока отстает. Здесь электронные билеты только начинают внедряться и пока существуют в несколько усеченном виде: ваучер пассажиру все равно приходится обменивать на обычный бумажный билет. Систему e-tickets в нашей стране практикуют авиакомпании British Airways, «Трансаэро», «Сибирь» и Germania Express. Билеты последней, кстати, можно купить на сайте WMtour.ru (вообще же Germania Express одной из первых перешла на работу с электронным билетом, что позволило перевозчику существенно снизить себестоимость перелетов). Однако в нашей стране электронные платежи по-прежнему считаются делом рискованным из-за высокой вероятности мошенничества. Впрочем, справедливости ради надо отметить, что российские аэропорты – по крайней мере, столичные – сегодня также стремятся облегчить процесс регистрации на рейсы для своих клиентов. Так, в «Шереметьево» около года существуют специальные стойки fast-track, предназначенные для быстрой регистрации пассажиров, путешествующих налегке – с ручной кладью. Теперь им не нужно выстаивать общую очередь на досмотр багажа.

Чемоданные шпионы

Багаж – одна из любимых «игрушек» аэропортовых технологов. В большинстве воздушных ворот Европы и США процесс его сортировки уже давно автоматизирован. Такая система внедряется сейчас в аэропорту «Домодедово». Новинка включает пять уровней контроля и имеет пропускную способность до 7 тыс. единиц багажа в час. Подобные системы установлены в аэропортах Мюнхена, Франкфурта, Лондона, а вот на территории СНГ аналогов пока нет.

В мировых же масштабах на первом месте стоит план внедрения в 2007 году новой системы отслеживания всего пути багажа при помощи радиочипов. Предполагается, что на каждый чемодан будет прикрепляться бирка со встроенным чипом, с помощью которой без всякого труда можно будет определить местонахождение багажа и понять, куда он движется, как его сортировать и т.д. Это новшество существенно упростит работу сотрудников багажных служб, сократит расходы авиакомпаний и аэропортов по обработке вещей пассажиров, а также снизит количество потерь багажа и неправильной его отправки.

Улетный сервис

Однако новые технологии внедряются не только в сферы, непосредственно связанные с прямыми функциями аэропорта. Помните фильм Спилберга «Терминал», герой которого из-за невозможности пройти паспортный контроль жил в аэропорту несколько месяцев? Кстати, как утверждает автор сценария, сюжет его основан на реальной истории одного иранца, который, потеряв документы, жил в транзитной зоне французского аэропорта Charles de Gaulle. Это и неудивительно: воздушные гавани всячески стараются создать для пассажиров приятные условия пребывания на их территории в ожидании своего рейса. Есть даже такие, которые представляют собой маленькие «государства в государстве» – например, Gatwick в Лондоне или Schiphol в Амстердаме. В них можно совершенно спокойно, никуда не выходя, провести неделю, развлекаясь хождением по магазинам, ресторанам и игровым центрам. В аэропорту Дубая создана самая большая в мире зона беспошлинной торговли, в которой по сниженным ценам можно приобрести практически все, вплоть до автомобиля. Однако дальше всех в этом деле продвинулись признанные пионеры всяческих технологий – японцы. Зимой этого года в городе Нагоя открылся международный аэропорт, где за небольшую плату можно попариться в бане и окунуться в бассейн.

Впрочем, не только в развлечениях заключаются удобства пассажиров – для некоторых из них гораздо важнее иные вещи. В московском «Домодедово» этим летом был запущен новый сервис для людей с ограниченными физическими возможностями – введен в эксплуатацию специальный амбулифт для транспортировки инвалидов из цокольного этажа непосредственно к воздушному судну. При помощи гидравлического устройства такой лифт поднимает человека на коляске прямо к входу в салон самолета. Конечно, для развитых стран такие технологии давно не в диковину, но в России это лишь первый шаг...


Опубликовано в номере «НИ» от 14 ноября 2005 г.


Актуально


Регионы


Смотрите также

Лейла Намазова-Баранова

«Часто болеющие дети – это повод обратиться к генетику»

Анна Банщикова

«Мне все доставалось своим трудом»

Осенние игры

Как время года влияет на обострение заболеваний желудочно-кишечного тракта

Шкала здоровья

Ноябрь – время тюбажей и правильного сна

Новости


Все на сладкий фестиваль!

Что нужно, чтобы устроить настоящий шоколадный праздник

Кожа без полос

Как убрать растяжки

Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: