Главная / Газета 7 Сентября 2005 г. 00:00 / Тематические приложения

На борт через сеть

Российские авиакомпании внедряют онлайновую продажу авиабилетов

Евгения ЗУБЧЕНКО, Марьям МАГОМЕДОВА

В августе этого года авиакомпания «Трансаэро» начала продажу билетов на свои рейсы через Интернет. До этого такого рода услугу предлагала только «Сибирь», запустившая онлайн кассу на своем сайте в феврале. Но пока наши авиаперевозчики не поспевают за зарубежными компаниями, которые уже давно внедрили так называемый E-ticket. Однако, как утверждают специалисты, виртуальные продажи уже приобрели популярность среди россиян, и через несколько лет они, возможно, вытеснят обычный способ приобретения билетов на самолеты.

shadow
Суть внедряемой технологии заключается в том, что любой обладатель кредитной карточки может оплатить через сайт авиакомпании стоимость билета и позже получить его в офисе авиакомпании или прямо в аэропорту непосредственно перед вылетом. После оплаты пользователь системы получает ваучер, который можно распечатать на своем компьютере. В нем указаны все параметры приобретенного билета: рейс, время вылета, пункт отправления и назначения, реквизиты покупателя. Кроме этого, там же указывается сумма, списанная со счета. Стоит отметить, что цена билета при этом снижается. «Стоимость билетов, приобретенных таким образом, ниже, чем в кассах продаж авиакомпании на 5 %», – сказал «Аэропорту» пресс-секретарь «Сибири» Илья Новахатский.

В авиакомпании «Трансаэро» пошли еще дальше. «Любой пассажир может увидеть на дисплее компьютера, сколько составляет этот бонус не в процентах, а в рублях, – сообщил пресс-секретарь Сергей Быхал. – Ведь любому приятно видеть, сколько он экономит. Также при онлайновой покупке билета клиенту автоматически предоставляется минимальный тариф в нужном ему классе обслуживания, который имеется в продаже на выбранном маршруте в указанные им даты. Кроме того, у нас есть программа поощрения часто летающих пассажиров. За каждый полет пассажир набирает баллы, и, набрав определенное количество очков, он получает бесплатный билет. Так вот за покупку билетов в Интернете наша компания начисляет еще и премиальные очки».

Авиакомпании также получают немалые выгоды от новой системы. Не обладая собственной сетью авиакасс, им приходится проводить свои продажи через агентов. Понятно, что онлайновая система позволяет минимизировать расходы. Когда билеты продаются через агентства, компания платит комиссионные. Здесь же билеты продаются клиентам напрямую.

При этом авиаперевозчики утверждают, что электронная система продаж билетов моментально завоевала популярность среди россиян. Как рассказали представители компании «Сибирь», ежедневно на сайте продаются десятки билетов и уже можно говорить о полной штатной эксплуатации сервиса. В компании «Трансаэро» также довольны результатом: сумма, на которую приобрели билеты, приближается к миллиону рублей.

В то же время среди наших сограждан бытует недоверие к оплате услуг через Интернет, поскольку существует определенный риск стать жертвой мошенника. Еще одним камнем преткновения для широкого распространения онлайновой продажи может стать и малая распространенность кредитных карт среди населения. Да и самих пользователей Интернета в России значительно меньше, чем на Западе. Поэтому, конечно, рано говорить о том, что продажа авиабилетов через Web-сайты получила широкомасштабное распространение.

«Мы предлагаем не только прямые маршруты из точки А в точку В, но и рейсы, которые предусматривают стыковку маршрутов, – рассказал Сергей Быхал. – Например, Монреаль – Москва – Тель-Авив. На подобные стыковки цены очень хорошие, поэтому для клиентов это очень удобно. Также мы предлагаем и сложные маршрутные схемы с остановками в пути и разными аэропортами прилета и вылета. Например, Тель-Авив – Москва – Монреаль – Москва – Алма-Ата – Москва – Тель-Авив».

Однако пока возможность приобрести электронный билет непосредственно перед вылетом отсутствует, купить его можно минимум за 72 часа. Но, по заверению представителей «Трансаэро», этот срок будет постепенно снижаться. Дело в том, что оплата происходит посредством пластиковой карточки, а эта система связана и с банком. Поэтому все должны быть защищены.

Сейчас в «Трансаэро» оплата перевозки осуществляется только банковскими картами Visa , MasterCard , Diners Club, но в дальнейшем авиакомпания планирует увеличить число платежных систем. В настоящее время в компании «Сибирь» для оплаты принимаются карты Visa и MasterCard. В ближайшее время к сервису будут подключены карты American Express, а также появится возможность оплаты через WebMoney, «Яндекс.Деньги» и другие платежные интернет-системы.

Однако в отличие от иностранных пассажиров пользователям отечественной системы электронного билета все равно приходится получать на руки его бумажный вариант. «К сожалению, пока в России электронная продажа не равняется электронному билету, – утверждают в «Сибири». – В нашей стране E-ticket пока просто физически невозможен из-за административных и налоговых барьеров». С этим согласны в «Трансаэро»: «Бумажный авиационный билет является строгой формой отчетности, как, например, паспорт. Соответственно этот документ должен быть оформлен определенным образом. За границей билетом зачастую служит просто распечатка из компьютера. У нас такую распечатку финансовые органы не примут. Так что без бумажного билета пока не обойтись».

Однако в обозримом будущем российским авиаперевозчикам все равно придется перейти на безбилетную технологию. Один такой электронный билет экономит западной авиакомпании 9 долларов, а общая сумма сэкономленных средств для отрасли ежегодно составляет 3 млрд. долларов. Кроме того, электронный билет невозможно потерять: купивший его человек, по сути, получает только номер бронирования, и этого достаточно, чтобы идти на регистрацию. Более того, до конца 2007 года все авиакомпании –члены Международной ассоциации воздушного транспорта должны внедрить у себя электронный билет.



СПРАВКА

Пока концепция E-ticket в России реализуется в усеченном виде – пассажирам все равно приходится получать на руки бумажный билет.

Опубликовано в номере «НИ» от 7 сентября 2005 г.


Актуально


Регионы


Смотрите также

Лейла Намазова-Баранова

«Часто болеющие дети – это повод обратиться к генетику»

Анна Банщикова

«Мне все доставалось своим трудом»

Осенние игры

Как время года влияет на обострение заболеваний желудочно-кишечного тракта

Шкала здоровья

Ноябрь – время тюбажей и правильного сна

Новости


Все на сладкий фестиваль!

Что нужно, чтобы устроить настоящий шоколадный праздник

Кожа без полос

Как убрать растяжки

Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: