Главная / Газета 1 Мая 2004 г. 00:00 / Тематические приложения

Владимир Этуш

«Кому нужна такая «школа»?

О русском театре за долгие века его существования написаны тысячи книг, монографий, статей и обзоров. В их числе есть прекрасные работы, ставшие классикой для многих поколений. Но от этого интерес к театроведческой теме в обществе не ослабевал, скорее наоборот – новые времена провоцировали по-новому всплеск интереса ко всему, что связано со сценой. И нередко такое проявление обостренного любопытства оборачивалось в лучшем случае конфузом для очередного открывателя Америк, а в худшем – наносило откровенный вред и театру, и его поклонникам. Лишний раз в этом убедился, получив от неизвестного отправителя весьма увесистый фолиант под многообещающим названием «Русская театральная школа».

По выходным данным определил, что большая книжка сиреневого цвета изготовлена неизвестным издательством «ПанЪинтер» тиражом в 2 тысячи экземпляров. В предисловии книжки говорится, что это – «своеобразная монография, посвященная такому явлению, как Русская театральная школа. В ней – четырехвековая история в фактах, высказываниях, лицах». Автор предисловия и по совместительству президент какого-то российского концерна «ПанЪинтер» госпожа Г.Паникина честно предупреждает: «Книга не претендует на подробный искусствоведческий анализ явления «Русской театральной школы». Мы скорее хотели продемонстрировать читателям его размах, мощь и долгий, непростой путь в истории». Хорошо, что предупредили хотя бы об этом. Во всем остальном авторы-составители ничем себя, судя по всему, не ограничивали и не утруждали. Я понял это, как только открыл раздел, посвященный Вахтанговской школе. Не хочется говорить о приведенных здесь моих цитатах, не согласованных со мной, произвольно скомпанованных из разных выступлений и потому лишенных всякого смысла, не хочется обращать внимание на странную фотографию, пригодную разве что для личного архива, но никак не для широкой публики… Хочется заступиться за Вахтанговскую школу, всю непостижимую суть которой авторы фолианта изложили по-новорусски просто: «Цель педагогической работы – сосредоточить внимание будущего актера на постижении азов профессии». И таких «театроведческих открытий» только в нашем вахтанговском разделе сиреневой книжки – еще на целых «четыре века русского театра».

Конечно, история русского театра заслуживает бесконечного интереса, внимания, постижения. К ней будут многократно обращаться и наши современники, и наши потомки. Но во всех случаях внимание это, на мой взгляд, должно быть бережным и уважительным. Тогда от этого польза и театру, и обществу. В случаях же «исследований» в стиле «панинтера» – один увесистый вред. Хорошо, хоть тираж не велик.


Опубликовано в номере «НИ» от 1 мая 2004 г.


Актуально


Регионы


Смотрите также

Лейла Намазова-Баранова

«Часто болеющие дети – это повод обратиться к генетику»

Анна Банщикова

«Мне все доставалось своим трудом»

Осенние игры

Как время года влияет на обострение заболеваний желудочно-кишечного тракта

Шкала здоровья

Ноябрь – время тюбажей и правильного сна

Новости


Все на сладкий фестиваль!

Что нужно, чтобы устроить настоящий шоколадный праздник

Кожа без полос

Как убрать растяжки

Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: