Главная / Газета 9 Февраля 2016 г. 00:00 / Экономика

Авторынок катится под гору

Импорт иномарок за год рухнул наполовину

Сергей Путилов

Импорт легковых автомобилей в РФ в 2015 году составил 349,9 тыс. единиц (на общую сумму 6,49 млрд. долларов), что более чем на 50% ниже показателя прошлого года – 703,3 тыс., говорится в сообщении Федеральной таможенной службы. По мнению опрошенных «НИ» экспертов, негативная тенденция сохранится и в нынешнем году. При этом отечественные производители никаких выгод для себя из этого не извлекут из-за стремительного падения доходов населения.

shadow
По данным ФТС, из стран дальнего зарубежья в РФ в прошлом году было поставлено 336,4 тыс. легковых машин на сумму 6,34 млрд. долларов (падение к 2014 году на 49,9%), из стран СНГ – 13,5 тыс. на 15,2 млн. долларов (-58,6%).

Российскому авторынку резкое снижение импорта ничуть не помогло – его объем в прошлом году сократился примерно на 36%. Годом ранее размер продаж упал более чем на 10%. Таким образом, отечественный автомобильный рынок ужимается второй год подряд. Эксперты объясняют это не столько ростом цен на машины, сколько снижением покупательной способности населения – в условиях кризиса люди вынуждены тратить больше на товары повседневного спроса (еду, лекарства, предметы личной гигиены), а спрос на товары длительного пользования – падает.

«С 2014 года курс доллара вырос в 2,5 раза, а стоимость автомобилей – на 25–30%. В большей степени рост цен коснулся иномарок импортного производства, в меньшей – отечественных автомобилей и иномарок, собираемых на территории РФ, имеющих наименьшее количество импортных запчастей», – сказал «НИ» Александр Зиновьев, директор по продажам ГК «АвтоСпецЦентр».

Как отметил эксперт, самые востребованные автомобили находятся ныне в ценовой категории от 1 до 1,5 млн. рублей, высок спрос и на бюджетные модели стоимостью от 400 до 800 тыс. рублей.

shadow «Поскольку в конце прошлого года на «АвтоВАЗе» стартовало производство двух новых моделей LADA Vesta и LADA X Ray, можно предположить вероятность увеличения рыночной доли бренда LADA в 2016 году с 16–17% до 25% и усиление конкуренции с его главными соперниками Hyundai Solaris и Kia Rio – эти два бренда сейчас занимают более 20% российского авторынка», – отметил Зиновьев.

Эксперты отмечают, что российские автопроизводители едва ли смогут извлечь для себя выгоды от снижения закупок импортных автомобилей. «Девальвация рубля создает условия для того, чтобы начать экспорт продукции за рубеж, по крайней мере, некоторым автопроизводителям это даже удается. С другой стороны, российский автопром сильно зависит – примерно на 50% – от поставки импортных комплектующих, которые подорожали пропорционально ослаблению курса рубля», – сказал «НИ» Сергей Хестанов, доцент факультета финансов и банковского дела РАНХиГС.

Автопром в целом находится под сильным давлением из-за сильного снижения платежеспособного спроса, считает Денис Ракша, управляющий партнер ИК «Неокон». «Падение импорта на 50% очень близко к падению всего рынка на 40%. И то и другое связано с падением доходов и спроса, а в конечном итоге – с падением цен на нефть. Никаких шансов на развитие из-за падения импорта у отечественного автопрома не возникает. В этом году ожидаем дальнейшего падения рынка – и импорта, и отечественного производства, – потому что будут продолжать падать доходы населения», – предсказал собеседник «НИ».

Опубликовано в номере «НИ» от 9 февраля 2016 г.


Актуально


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: