Главная / Газета 1 Февраля 2016 г. 00:00 / Экономика

Ненужная «бытовуха»

Потребители отвечают на падение курса рубля бессмысленными покупками

Алексей Голяков

В Euromonitor прямо указывают, что «пессимистичный прогноз на экономическую ситуацию не оставляет сомнений насчет негативной рыночной конъюнктуры в России в 2016 году». Тем не менее прецедент, когда соотечественники на фоне резкого падения национальной валюты спешат в магазины за электроникой и бытовыми приборами, налицо. Хотя данная ситуация и не нова: она во многом схожа с «покупательской лихорадкой» в торговых точках страны под финиш 2014 года, когда многим приобретателям казалось, что таким образом они спасают свои рублевые накопления от девальвации.

МИХАИЛ ЗЛАТКОВСКИЙ, «НИ»
МИХАИЛ ЗЛАТКОВСКИЙ, «НИ»
shadow
По данным информационного ресурса Euromonitor, в России «тренд на приобретение электронных и бытовых товаров исчерпает себя во II полугодии 2016 года». Аналитики агентства прогнозируют в ближайшие два месяца резкое снижением спроса на предметы длительного пользования, в частности на бытовую электронику. Произойдет это после резкого всплеска интереса российских потребителей к данному сектору товаров, который наблюдался в первые январские дни.

В результате, когда паника на валютном рынке улеглась, многие покупатели оказались с абсолютно ненужными им, «лишними» компьютерами, холодильниками, пылесосами и СВЧ-печами, сбыть которые «с рук» крайне непросто.

Причины невыгодности подобного рода сделок, как уточняет Euromonitor, – резкие валютные скачки, а также не устраненная, несмотря на все победные реляции об импортозамещении, зависимость наших товаропроизводителей от качественного импорта – даже по параметрам деталей и компонентов. В итоге ввезенная бытовая техника и электроника оказываются слишком чувствительной к колебаниям рубля. Но неискушенным в экономическом плане потребителям это не мешает двигаться по замкнутому кругу – в очередной раз пытаться скупать технику «про запас» на фоне дешевеющего рубля.

Так, в декабре 2014 года, когда доллар «весил» около 55–60 рублей, а затем взлетел до 70, многие паникеры ринулись покупать электротехнику и бытовые товары. В конце января 2016 года ситуация с потребительской паникой не только повторилась, но и осложнилась тем обстоятельством, что многие граждане, не имея накоплений, решили срочно обзаводиться техникой в кредит.

Январский всплеск выдач потребительских кредитов (POS) не обошли вниманием в своих обзорах видные участники банковского рынка: ХКФ-банк, «Ренессанс кредит», Альфа-банк, ОТП-банк. Ретейлеры в свою очередь также признают заметное увеличение спроса на электронику в январе, сразу же по истечении новогодних каникул.

«В 2016 году январь действительно стал очень активным месяцем с точки зрения POS-кредитования. Традиционно в январе наблюдается спад по сравнению с концом года; в наступившем же году объемы выдачи кредитов в январе находятся на уровне октября-ноября прошлого года. Это нетипично для нашего рынка», – характеризуют положение аналитики сети «Связной». Между тем на фоне явного ослабления рубля ряд ретейлеров уже успели в январе повысить цены на электронику и бытовую технику на 30–40%.

Несмотря на разовые вспышки оживления спроса на товары длительного пользования, данная динамика не перерастает в устойчивую тенденцию, заметил в разговоре с «НИ» старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований Николай Трошин. «Ни для кого не секрет, что в кризис спрос населения существенно меняется: наблюдается спад объемов покупок дорогих вещей и предметов длительного пользования и возрастает спрос на товары первой необходимости, в первую очередь на еду», – считает эксперт.

Старший научный сотрудник Института экономической политики им. Гайдара Сергей Жаворонков указал в беседе с «НИ» на прямую зависимость между падением покупательской способности и товарооборотом дорогих вещей: «Под ударом ныне – прежде всего премиальные сегменты розничной торговли; они терпят в настоящее время наибольшие убытки». По прогнозу экономиста, процесс игнорирования массовым потребителем товаров премиального класса будет в ближайшее время продолжаться – по крайней мере, две трети россиян вынуждены в срочном порядке упрощать структуру своего потребления.

Опубликовано в номере «НИ» от 1 февраля 2016 г.


Актуально


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: