Главная / Газета 26 Января 2016 г. 00:00 / Экономика

Полцарства за еду

Важнейшие продукты питания становятся все менее доступными для населения

Алексей Голяков

Глава Минсельхоза Александр Ткачев признал, что в настоящее время в сфере продуктов питания наблюдается падение спроса и среднего чека. Министр считает, что наступивший 2016 год будет сложным для отрасли. Об этом он сообщил в понедельник на съезде Национального союза производителей молока («Союзмолоко»). Социологические опросы подтверждают: россияне в кризис вынуждены все больше экономить на еде.

МИХАИЛ ЗЛАТКОВСКИЙ, «НИ»
МИХАИЛ ЗЛАТКОВСКИЙ, «НИ»
shadow
Трудные времена для отрасли министр Ткачев объяснил тем, что «доходы населения падают, падает потребительский спрос». Вместе с тем в самом ведомстве, по заверениям его главы, нисколько не сомневаются в том, что это временная ситуация, и уже в 2017–2018 годах спад сменится ростом. Пока же, признал министр, дают о себе знать неблагоприятные факторы, сдерживающие развитие в подведомственной ему сфере. «За счет инфляции, санкционного периода растут издержки производства. И понятно, это во многом влияет на себестоимость продукции и сдерживает привлечение кредитных ресурсов», – отметил глава Минсельхоза.

Россияне между тем на втором году кризиса вынуждены все больше экономить на самом жизненно необходимом – на еде. Об этом свидетельствуют опубликованные вчера результаты социологического опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) в декабре 2015 года.

Согласно его итогам, доля тех, кто вынужден урезать ассортимент своего питания, достигает 31%. При этом экономят на отдыхе сегодня 48% россиян, на развлечениях – 43%, на крупной бытовой технике – 42%. Отказываются от новой одежды и обуви – 40% респондентов. Экономят на приобретении недвижимости или автомобиля – 38%.

Показательно, что в предыдущий кризис 2008–2009 годов люди больше экономили по иным статьям: на одежде и обуви (44%), на отпуске (42%). Процент же тех, кто может позволить себе не сокращать расходы ни в прошлый, ни в нынешний кризис, остался на прежнем уровне – 11–12%.

Данные НАФИ дополняют результаты недавнего мониторинга «Левада-Центра», согласно которому 69% россиян стараются покупать более дешевые продукты питания и другие предметы первой необходимости.

Ведущий научный сотрудник Института социологии РАН Леонтий Бызов в беседе с НИ» заметил, что, по данным его института, не менее 50% россиян в настоящее время в той или иной степени вынуждены корректировать свой рацион в сторону экономии. «Налицо, таким образом, проявление ключевого критерия бедности, когда люди лишаются физиологически необходимого набора продовольственных товаров. При этом растет количество не только бедных, но и попадающих в пограничную с этой категорией группу нуждающихся», – утверждает г-н Бызов.

В применении к тому, что принято называть хлебом насущным, это означает, что люди отказываются от несоизмеримых с их доходами дорожающих продуктов, которые деликатесами не являются по определению. В частности, собеседник «НИ» отметил, что все менее доступными для потребителей становятся сыры, рыба и морепродукты. К тому же, согласно опросам Института социологии РАН, потребители возмущены не только непрекращающимся ростом цен на продовольствие, но и повальным снижением его качества, а также тем, что в условиях санкций и эмбарго продукты заменяются на небезвредные для здоровья паллиативы – особенно это распространено в молочной отрасли.

Опубликовано в номере «НИ» от 26 января 2016 г.


Актуально


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: