Главная / Газета 6 Ноября 2014 г. 00:00 / Экономика

Опасный маневр

Правительство просят отказаться от переноса налоговой нагрузки в нефтяной отрасли с экспорта на внутреннюю добычу

Арина Раксина

Российские парламентарии направили председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву письмо с просьбой отказаться от проведения налогового маневра в нефтяной отрасли в силу возможных отрицательных последствий для населения и экономики в целом. По их мнению, внедрение налогового маневра повысит цены на нефтепродукты, создаст дополнительный фискальный пресс и ударит по производителям. Эксперты поддерживают изложенную в письме позицию, но считают маловероятным отмену маневра.

МИХАИЛ ЗЛАТКОВСКИЙ, «НИ»
МИХАИЛ ЗЛАТКОВСКИЙ, «НИ»
shadow
Письмо подписали глава комитета Государственной думы по энергетике Иван Грачев, депутат Андрей Крутов и первый заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева. Из приведенных в письме подсчетов экспертов следует, что к концу следующего года цена на бензин может взлететь на 20% – до 50 рублей за литр в случае реализации задуманного Минфином и принятого в первом чтении Госдумой налогового маневра.

Его суть заключается в постепенном – в течение 3 лет – понижении экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты при одновременном повышении налога на добычу нефти и газового конденсата (НДПИ). То есть, по сути, это означает перенос части налоговой нагрузки с экспорта и зарубежных потребителей на внутреннюю добычу и косвенным образом на население. Ранее заместитель министра финансов Сергей Шаталов заявлял, что по результатам этого маневра, стоимость топлива вырастет не более чем на 1,8 рубля за литр. Но авторы письма отмечают, что это очевидно не так, поскольку маневр порождает классическую инфляцию издержек. Инициаторы обращения к премьеру считают, что у правительства еще шанс исправить ситуацию. Но, как отмечает руководитель экономического департамента Института энергетики и финансов Марсель Салихов, невозможно представить, что маневр будет отменен или как-то изменен. «Поскольку он уже учитывается в проекте федерального бюджета на 2015–2017 годы, и для его отмены требуются слишком масштабные корректировки», – пояснил в разговоре с «НИ» эксперт.

Оксана Дмитриева в беседе с «НИ» в свою очередь назвала налоговый маневр самым вредным из того, что предлагает проект бюджета на будущие годы. Поскольку он «срезает» порядка 1,3 трлн. рублей с экспортных пошлин. И порядка 750–800 млрд. рублей из них, по ее словам, будет вынужден по цепочке заплатить внутренний потребитель – промышленность, население – в виде платы за бензин, ЖКХ и прочее.

Марсель Салихов напоминает, что правительство намерено компенсировать естественный рост цен на нефть и нефтепродукты снижением акцизов. Но проект бюджета предусматривает экономию в 220 млрд. рублей, что совершенно не сопоставимо с 800 млрд. увеличенной нагрузки. К тому же, это порождает, как говорит г-жа Дмитриева, «парадокс, когда в итоге акцизы все равно вырастут». Потому что эти 220 млрд. рублей – выпадающие доходы региональных бюджетов. Регионы в свою очередь требуют восполнения этих потерь. Что приводит к необходимости выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета на соответствующую сумму. И уже вчера появилась информация, что правительство рассматривает возможность повысить в следующем году акцизы на топливо пятого класса на 1 рубль, что закономерно приведет к удорожанию бензина на 14–15%. Вырученные из карманов граждан средства должны пойти в дорожные фонды.

Напомним, что в свое время, еще будучи президентом РФ, Дмитрий Медведев одобрил предложение по увеличению акцизов на бензин на 1 рубль в год (речь шла о 2011–2013 годах), но при этом ставка транспортного налога должна была сократиться с 2011 года в два раза. Этого не произошло: акцизы-то с тех пор стабильно растут, а вот транспортный налог никуда не исчезает, а с 2015 года трансформируется в экологический взнос, который ударит по более чем половине автовладельцев в России, чьи транспортные средства старше 10 лет.

К тому же условия внутреннего рынка в России порождают еще один уникальный парадокс, когда при снижении стоимости на нефть, цены на бензин, наоборот, растут. Это объясняется тем, что цена на бензин на российском рынке регулируется курсом национальной валюты, которая в настоящий момент находится на низком уровне. А падение цены на «черное золото» в совокупности с другими факторами только сильнее ослабевает рубль. Российские производители, стремясь компенсировать выпадающие доходы, больше продают нефти за рубеж, что создает дефицит бензина в стране и толкает его стоимость вверх.

Опубликовано в номере «НИ» от 6 ноября 2014 г.


Новости дня


Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: