Главная / Газета 6 Августа 2014 г. 00:00 / Экономика

В крутом пике

Чиновники, возможно, закроют российское небо для западных самолетов в отместку за крах «Добролета»

Сергей Путилов

Как сказал вчера премьер-министр Дмитрий Медведев, необходимо рассмотреть возможные ответные меры на санкции ЕС в отношении авиаперевозчиков России. Такое заявление премьер сделал на фоне прекращения деятельности лоукостера «Добролет» из-за рестрикций ЕС. По имеющейся информации, отечественные власти якобы рассматривают возможность ограничить или вовсе запретить транзитные полеты европейских авиакомпаний из Европы в Азию через территорию России. Консультации на уровне Минтранса и МИДа идут, но решение еще не принято. Для полетов из Европы в Азию западные авиакомпании используют самый короткий маршрут – транссибирский – и платят за это деньги «Аэрофлоту». По оценкам, сумма, которую авиакомпания получает от иностранных перевозчиков, составляет около 300 млн. долларов в год. Крупнейшие плательщики – Lufthansa, British Airways, Air France. В случае если Россия пойдет на жесткие ограничительные меры, следует ожидать и неизбежной ответной реакции Евросоюза. По мнению опрошенных «НИ» экспертов, если для российских перевозчиков будет закрыто европейское небо, потери страны будут исчисляться миллиардами. Эксперты отмечают, что возникшая ситуация выходит за рамки здравого смысла, поскольку даже во времена «холодной войны» геополитическое противостояние не мешало регулярному авиасообщению между странами.

shadow
Как заявил Дмитрий Медведев в ходе беседы с министром транспорта Максимом Соколовым и замгендиректора «Аэрофлота» Вадимом Зингманом, тема их встречи касается последствий тех решений, которые принял ряд государств в отношении наших авиаперевозчиков. «Нам нужно обсудить возможные ответные меры», – отметил глава российского кабмина. По данным ряда источников, в правительстве обсуждается предложение запретить европейским авиакомпаниям летать в азиатские страны над территорией РФ.

Поводом для возмущения премьера послужило то, что лоукостер «Добролет» (100% дочерняя компания «Аэрофлота»), летающий в Симферополь и другие города России, с 4 августа временно приостановил рейсы из-за санкций ЕС, введенных против авиакомпании. «В связи с применением экономических санкций, введенных ЕС в отношении «Добролета», ряд европейских контрагентов сообщили об отказе выполнять свои обязательства перед авиаперевозчиком – аннулировано действие договоров лизинга, технического обслуживания и страхования воздушных судов, а также предоставления аэронавигационной информации. В условиях беспрецедентного давления перевозчик вынужден приостановить полеты и продажу билетов», – говорилось в пресс-службе авиакомпании.

«Приземление» «Добролета» привело к тому, что утром во вторник акции «Аэрофлота» рухнули на 6,5% (до 46,61 руб. за акцию) на торгах Московской биржи. Перевозчик стал лидером падения рынка, который накануне сократился на 1,3%. Теперь Москва, похоже, готовит свой ответ, от которого мало не покажется ни российским, ни западным перевозчикам. Однако по кому сильнее ударят наши ответные действия – этот вопрос остается открытым.

По словам экспертов, если Россия закроет свое воздушное пространство для западных авиакомпаний, встречные санкции Европы не заставят себя долго ждать. «Безусловно, это не останется без ответа со стороны западного сообщества. Ответные действия со стороны ЕС ударят по России куда болезненней, – сказал «НИ» главный редактор портала «Авиапорт.ру» Олег Пантелеев. – Если для «Аэрофлота» закроют европейское небо, убытки будут исчисляться уже не миллионами, а миллиардами. Кроме того, необходимо учитывать, что практически весь отечественный авиапарк пополняется импортными самолетами – прежде всего изделиями фирм «Боинг» и «Эйрбас». Наша собственная авиапромышленность слаба, и на ее восстановление уйдут годы. Закупать самолеты где-то еще, например в Китае, не получится, поскольку китайцы ушли вперед не дальше нас в деле развития гражданского авиастроения. Последние десятилетия мы встраивались в мировую экономику, и разрыв связей ЕС и России, чей авиапром оставляет желать лучшего, будет иметь катастрофические последствия. Остается надеяться на то, что здравый смысл у российских чиновников возобладает».

Отметим, что ущерб для «Аэрофлота» от прекращения деятельности лоукостера «Добролет» оказался более чем ощутимым. Достаточно сказать, что до приостановки полетов перевозчик успел продать 95 тысяч билетов. После того как самолеты «Добролета» оказались поставленными на прикол в результате введения западных санкций, доставкой пассажиров будут заниматься «Оренбургские авиалинии». Однако, как сказал «НИ» главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий, «введение санкций против этой компании, также являющейся «дочкой» «Аэрофлота», – лишь вопрос времени». По сути, Крыму грозит полная воздушная блокада. Чтобы избежать этого, Москва сулит Западу жесткие ограничения, в частности, грозя поднять плату за перелет над Россией или вовсе закрыть воздушное пространство для западных перевозчиков. Однако очевидно, что позиции России в этом вопросе более уязвимы. Достаточно сказать, что 90% авиаперевозок в стране осуществляются на «Аэробусах» и «Боингах», прекратив сервисное обслуживание которых либо заблокировав лизинговые контракты Запад легко парализует наш воздушный флот.

«В связи с санкциями может возникнуть вопрос с лизингом зарубежных импортных самолетов. Очевидно, российским правительством будет рассмотрена возможность дополнительного финансирования отечественного самолетостроения, в частности «Суперджета-100» корпорации «Сухой». Что касается авиаперевозок, то Европа вряд ли будет закрывать свое воздушное пространство – тогда Россия точно пойдет на симметричные ответные меры, а связи Европы с Восточной Азией гораздо более объемные, чем России с Европой», – сказал «НИ» профессор кафедры внешнеполитической деятельности России РАНХиГС Александр Михайленко.

«Приостановка полетов и фактически крах проекта «Добролет» заставляют сделать выводы и приступить к модернизации гражданской авиации. Как показала практика, первый российский лоукост должен быть максимально отечественным как по сборке, так и по обслуживанию», – отметил в беседе с «НИ» первый вице-президент общероссийской общественной организации «Российский союз инженеров» Иван Андриевский.

В случае если санкции перейдут в «воздушную плоскость», пострадают не только авиаперевозчики России и ЕС, но и авиапроизводители. Европейские авиакомпании недосчитаются миллиардных заказов в России. Наша же страна вынуждена будет решать проблемы с обновлением стремительно ветшающего авиапарка, что делалось в последние годы в основном за счет закупок либо лизинга западных лайнеров. Но на то, чтобы самим «доводить до ума» гражданский авиапром, у страны нет ни времени, ни денег.

Опубликовано в номере «НИ» от 6 августа 2014 г.


Новости дня


Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: