Главная / Газета 21 Мая 2014 г. 00:00 / Экономика

Прогнозируемая бедность

Регионам и в следующем году будет не хватать денег на социальные нужды

Эля Григорьева

По данным Минэкономразвития, дефицит консолидированного бюджета регионов России в 2014–2015 годах составит порядка 700–800 млрд. рублей. За последние пять лет он вырос в три раза – с 0,1 до 0,3% ВВП. По мнению экспертов, тяжелое положение в российской экономике в конечном счете приведет к пересмотру социальных обязательств государства и сокращению их финансирования, хотя все это произойдет в неявной форме, чтобы не вызвать гнев со стороны населения.

Фото: ОЛЬГА ШВЕЙЦЕР
Фото: ОЛЬГА ШВЕЙЦЕР
shadow
Как отмечают в Минэкономразвития, несмотря на наличие на федеральном уровне нескольких ведомств, занимающихся развитием регионов, в целом в России не складывается единой региональной политики. «Необходимо выстраивание новой системы пространственного управления, которая включает в себя не только финансовые ресурсы, но и вопросы планирования, размещения производительных сил и привязки к этому региональных стратегий», – заявил замглавы МЭР Андрей Клепач. По его словам, поддержка регионов с федерального уровня происходит неравномерно. «Сейчас мы огромные средства вкладываем в пограничные регионы – это Северный Кавказ, который традиционно берет до 10% федеральных субсидий, теперь Крым, Дальний Восток, – отметил г-н Клепач. – Есть крупный центр и есть растущие опережающими темпами пограничные регионы. Они растут быстрее, чем страна в целом. При этом во внутренних регионах России существует серьезная дифференциация и серьезные проблемы».

Напомним, что в прошлом году дефицит региональных бюджетов субъектов РФ составил около 700 млрд. рублей. В условиях нехватки собственных средств регионам ничего не остается делать, как влезать в долги. Так, по итогам первого квартала 2014 года их задолженность перед государством выросла на 16,7 млрд. рублей до 1,7 трлн. рублей. В Счетной палате это связывают с общим ухудшением экономической ситуации в стране, а также со снижением налоговых поступлений в региональные бюджеты. Самые большие долги перед государством имеет Москва – порядка 10% всей задолженности. Затем идет Краснодарский край (7,1%), Республика Татарстан (4,9%), Московская область (4,5%), Красноярский край (3,3%) и Нижегородская область (3,1%). В общей сложности долг регионов составляет треть от общего государственного долга России (12% ВВП).

Президент России Владимир Путин вмешался в ситуацию с долгами регионов, потребовав от правительства принять в работу перечень мер, направленных на снижение долговой нагрузки. В частности, правительство до 1 августа должно предложить, как снизить процентные ставки по кредитам, взятым регионами, и дать предложения о замене коммерческих кредитов на бюджетные. Речь идет также о продлении сроков возврата бюджетных кредитов. По мнению главы комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрея Макарова, регионам для выполнения соцобязательств необходимо как минимум 200 млрд. руб. дополнительных госкредитов и субсидий из федерального бюджета.

Как рассказал «НИ» директор Центра исследований региональных реформ ИПЭИ РАНХиГС Александр Дерюгин, увеличить расходы регионов на исполнение майских указов президента в условиях сокращения поступления налогов в их бюджеты невозможно без заимствований. «Указы президента писались в период, когда было другое представление о росте российской экономики и наполняемости региональных и федерального бюджетов. Так как все пошло по иному пути и отменять свои указы президент не стал, то это больно ударило по бюджетам субъектов РФ. В настоящее время всего шесть регионов имеют профицитный бюджет, а остальные – дефицитный. В то же время в 2009 году около 20 регионов были самодостаточными и не зависели от федерального бюджета», – пояснил он.

По мнению эксперта, из-за того, что перспективы с бюджетными доходами в России крайне плохи, то вряд ли сейчас резервы страны будут направлены на компенсацию текущих расходов региональных бюджетов. Вероятнее всего, будет проводиться политика сокращения бюджетных расходов. «Это будет не отмена каких-либо социальных обязательств в чистом виде, а их корректировка. К примеру, согласно указам президента к 2016 году уровень зарплаты врачей должен быть в два раза выше, чем в среднем по экономике. Выполнить это сложно, но если перейти на зарубежную классификацию врачебного персонала, то количество врачей в России снизится, – рассказал г-н Дерюгин – Такие меры будут непопулярны среди населения, но иначе бюджет не выдержит социальной нагрузки, и все лопнет».

Директор Автономной некоммерческой организации «Институт реформирования общественных финансов» Владимир Климанов в беседе с «НИ» также подтвердил возможность сокращения социальных обязательств в будущем. «Если у правительства нет возможностей наращивать госдолг и получать доход от приватизации госактивов, то тогда придется либо мобилизовать имеющиеся доходы (выводить бизнес из тени, инвентаризировать имущество), либо сокращать расходы государства», – рассказал он.

Опубликовано в номере «НИ» от 21 мая 2014 г.


Новости дня


Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: