Главная / Газета 13 Мая 2014 г. 00:00 / Экономика

Пожилой фонд

Удастся ли в ближайшие четыре года расселить из аварийного жилья почти 800 тысяч человек

ЭЛЯ ГРИГОРЬЕВА

В соответствии с распоряжением премьер-министра РФ Дмитрия Медведева до конца 2017 года из ветхого жилья должны быть переселены 777,3 тыс. россиян. Общая площадь жилья, подлежащего расселению, составляет 11,3 млн кв. м. Субсидии на эти цели увеличены на 34,6 млрд. рублей. Предполагается, что рост финансирования Фонда содействия реформированию ЖКХ, который является распорядителем госсредств, будет способствовать достижению поставленных задач. По мнению же опрошенных «НИ» экспертов, деньгами можно «заткнуть текущую дыру», но комплексно решить проблему ликвидации ветхого жилья в стране, увы, не удастся.

МИХАИЛ ЗЛАТКОВСКИЙ, «НИ»
МИХАИЛ ЗЛАТКОВСКИЙ, «НИ»
shadow
По данным Росстата, площадь ветхого и аварийного жилья в РФ с 2003 по 2013 год выросла с 91,6 млн до 100 млн кв. м. На текущий момент его доля в общем жилом фонде составляет порядка 3%. По данным Министерства строительства и ЖКХ, в прошлом году в России было расселено всего 1,18 млн. кв. м аварийного жилья. Это меньше половины от запланированных объемов – за прошлый год регионы должны были расселить 2,6 млн. кв. м.

Осознав масштаб проблемы, правительство пошло навстречу губернаторам и увеличило размер субсидий Фонду содействия реформированию ЖКХ более чем на 34,6 млрд. рублей. В частности, 19,3 млрд. рублей будет выделено из федерального бюджета в 2016 году и 15,3 млрд. рублей – в 2017 году. Таким образом кабмин увеличил федеральную долю в финансировании региональных программ расселения ветхого жилья, в котором в стране ютятся сотни тысяч человек.

Как рассказал «НИ» директор направления «Городское хозяйство» фонда «Институт экономики города» Сергей Сиваев, правительство в соответствии с реализацией майских указов президента должно как можно быстрее расселить людей из аварийного жилья, признанного таковым на 1 января 2012 года. Занимается этим Фонд содействия реформированию ЖКХ. Основным принципом организации работ по расселению является софинансирование, то есть для приобретения нового жилья выделяются деньги Фонда и средства субъектов РФ.

«Стоит отметить, что до 2014 года преобладали деньги Фонда, составлявшие от 50 до 70% всего финансирования. В текущем году ситуация изменилась с точностью до наоборот, то есть доля субъекта РФ должна была увеличиться с 30 до 70%. Но в силу тяжелой бюджетной ситуации в регионах они не смогли найти средства на реализацию данной программы, и она стала попросту тормозить», – пояснил эксперт.

В этой ситуации, несмотря на все проблемы с федеральным бюджетом, было принято политическое решение увеличить финансирование из центра, чтобы снизить долю регионов хотя бы до 50%. «По существу это помощь регионам, для того чтобы к 2018 году удалось переселить всех проживающих в аварийном фонде, признанным таковым до 2012 года. Это решение, о котором давно просили губернаторы, которое напрашивалось и абсолютно понятно», – говорит г-н Сиваев. По его словам, как разовое решение, призванное ликвидировать старый аварийный фонд оно вполне оправданно, но в качестве системного подхода его нельзя использовать. «Здесь необходимо думать, что делать, чтобы аварийный фонд образовывался в минимальных количествах и на ком должна лежать обязанность по его ликвидации, кто это должен финансировать. Пока все вопросы остались без ответов, точнее «в прежней редакции», что может привести к возникновению новых проблем», – полагает эксперт.

По мнению заместителя заведующего кафедрой труда и социальной политики МИГСУ РАНХиГС Александра Щербакова, софинансирование федерального центра и регионов программы расселения ветхого жилья является на данный момент наиболее действенным инструментом из всех существующих для решения проблемы. «В Фонде доминируют средства федерального бюджета, и это вполне логично, так как собственники жилья не должны ремонтировать за счет своих средств доставшиеся им ветхие дома», – пояснил он «НИ».

По словам специалиста, для того чтобы не накапливать ветхое жилье в стране, ежегодно не менее 3% от всего жилого фонда должно капитально ремонтироваться. Только в этом случае актуальность проблемы ветхости жилья удастся снизить. «Было бы целесообразно правительству увеличить средства не только на расселение людей из ветхого и аварийного жилья, но и на проведение капитального ремонта. Сейчас, согласно Жилищному кодексу, сами собственники жилья отвечают за капремонт домов, но при создании Фонда содействия реформированию ЖКХ предполагалось, что капремонт после приватизации старого жилья должен производиться за счет средств федерального бюджета. Это должен был быть разовый ремонт, после которого уже подключались собственники жилья», – пояснил г-н Щербаков.

Опубликовано в номере «НИ» от 13 мая 2014 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: