Главная / Газета 7 Апреля 2014 г. 00:00 / Экономика

Безотказное предложение

Россияне смогут покупать авиабилеты дешевле, но без возможности их возврата

АРИНА РАКСИНА

В пятницу депутаты Государственной думы сразу во втором и третьем чтениях приняли внесенный правительством РФ закон о так называемых невозвратных билетах. Он предоставляет авиакомпаниям право продавать билеты, в случае возврата которых пассажир не получит компенсации его цены. Предполагается, что эта норма мотивирует авиаперевозчиков на снижение стоимости билетов и даст благоприятную базу для развития российских лоукостеров (бюджетных авиакомпаний). Однако эксперты не спешат строить столь радужные прогнозы: авиаперевозчики в любом случае будут индивидуально определять соотношение возвратных и невозвратных билетов, а отрицательный опыт создания российских дискаунтеров демонстрирует непригодность российского авиарынка для них.

В настоящий момент, в соответствии с нормами Воздушного кодекса, пассажир имеет право в любой момент отказаться от полета и сдать билет. Если он делает это более чем за 24 часа до окончания времени регистрации на рейс, то стоимость билета возмещается ему в полном размере. Если меньше чем за 24 часа, то авиакомпания взимает штраф в размере до 25% от стоимости билета. Если об отказе от полета пассажир уведомляет перевозчика после окончания времени регистрации, то плата за билет не возвращается совсем. Чтобы компенсировать потери от возможного отказа, авиакомпании закладывают этот риск в тариф. По данным Минтранса, ежегодно от билетов отказываются порядка 8% пассажиров, в итоге остальные клиенты переплачивают до 22,7 млрд. рублей.

Введение невозвратных билетов означает, что в случае отказа пассажира от билета, независимо от времени до вылета, его стоимость возвращена не будет. Тем не менее закон предусматривает ряд исключений – пассажир в любом случае получит свое возмещение, если причиной его отказа от полета послужила, например, внезапная болезнь его самого или следующего совместно с ним члена семьи (супруги, родители, дети) или близкого родственника (дедушки, бабушки, внуки, братья и сестры), а также в случае смерти члена семьи либо из-за задержки отправления воздушного судна. В силу закон вступит в течение 60 дней со дня официального опубликования, то есть продавать билеты по невозвратным тарифам авиакомпании смогут начать уже этим летом. Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, билеты в рамках таких тарифов могут стоить до 10–15% дешевле обычных.

«Надо понимать, что невозвратные билеты – это не панацея для снижения цен. Это обычная практика, широко применяющаяся по всему миру, – сказал «НИ» заместитель гендиректора инвестиционной компании «Регион» Анатолий Ходоровский. – И те, кто говорят, что цена на невозвратные билеты будет на 10–15% ниже, не понимают, что ценообразование на авиабилеты – это слишком многофакторная задача. В зависимости от индивидуальных факторов (сезон, направление) цена таких билетов у разных авиаперевозчиков может быть ниже и на 10–15%, а может и в полтора-два раза». Тем более закон не определяет соотношение возвратных и невозвратных билетов на рейсы, а эксперты уверены, что доля невозвратных билетов будет незначительной в общем объеме предложения авиакомпаний.

Иностранные перевозчики уже давно предлагают своим пассажирам невозвратные тарифы, что делает их более конкурентоспособными по сравнению с российскими компаниями. Наиболее успешно невозвратные билеты реализуют бюджетные авиакомпании. Так, например, один из крупнейших европейских дискаунтеров Ryanair за 2013 год перевез 81,7 млн. пассажиров. А суммарный пассажиропоток всех российских авиаперевозчиков составил 84,4 млн. человек.

Узаконивание невозвратных авиабилетов является одним из базовых условий для успешной работы лоукостеров. Двумя другими факторами гендиректор авиакомпании «Аэрофлот» Виталий Савельев в свое время назвал возможность взимать отдельную плату за питание на борту и провоз багажа и право нанимать иностранных пилотов. «На самом деле расширение тарифной линейки за счет предложения невозвратных билетов – необходимое условие для развития любой авиакомпании, а не только лоукостеров», – отмечает Анатолий Ходоровский. Нужно отметить, что закон, предоставляющий право авиакомпаниям заключать контракты с иностранными летчиками, также был принят Госдумой в пятницу во втором и третьем чтениях.

В целом же опыт создания бюджетных авиакомпаний на территории России пока не увенчался успехом. Две предыдущие попытки – «Sky Express» и «Авианова» – закончились быстрым банкротством и переходом в разряд традиционных авиаперевозчиков. Тем не менее недавно глава Ростуризма Александр Радьков заявил о необходимости создания дискаунтера для перевозок в Крым. По его словам, Минтранс как раз прорабатывает вопрос субсидирования доставки туристов на полуостров. Накануне министр транспорта РФ Максим Соколов заявил, что авиакомпания Red Wings (имеющая 12 бортов) может переориентироваться исключительно на перелеты из РФ в Крым. Правда, чтобы установить цену на билеты на этом направлении в размере 7,5 тысячи рублей, как этого хочет правительство, потребуется 3 млрд. рублей субсидий (при пассажиропотоке в 600 тысяч человек), или 4–5 тысяч рублей на одного пассажира.

Впрочем, если оставить «крымский» лоукостер за скобками, эксперты не видят перспектив для авиадискаунтеров в России. «В чистом виде лоукостеры в России невозможны. Поскольку это просто совершенно другая модель бизнеса, для создания которой у нас, увы, нет ни экономических, ни социальных предпосылок», – подвел итог г-н Ходоровский.

Опубликовано в номере «НИ» от 7 апреля 2014 г.


Актуально


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: