Главная / Газета 3 Апреля 2014 г. 00:00 / Экономика

Рассекая небо

Запрет европейским авиакомпаниям на перелеты в Крым ударит по туристической сфере полуострова

СЕРГЕЙ ПУТИЛОВ

Европейская организация безопасности аэронавигации (Евроконтроль) запретила европейским авиаперевозчикам полеты в Крым, в частности, в аэропорты Симферополя и Севастополя. Такое решение было принято в связи с рекомендациями новых украинских властей. Росавиация со своей стороны направила в Международную организацию гражданской авиации (ICAO) запрос об изменении статуса аэропортов Крыма с украинской на российскую принадлежность. Однако, как отмечают опрошенные «НИ» эксперты, шансы на одобрение заявки Росавиации практически равны нулю. Это значит, что крымский полуостров выпадает из международного авиационно-правового поля, и летать туда смогут лишь российские самолеты. Чтобы Крым не превратился в подобие Северного Кипра, где в отличие от остальной процветающей части острова отдыхают лишь гости из Турции и Абхазии, куда летают только чиновничьи суда, российские власти обещают связать Тавриду с остальной Россией могучим «авиа-мостом».

В Крыму пока только мечтают о массовом наплыве туристов.<br>Фото: EPA
В Крыму пока только мечтают о массовом наплыве туристов.
Фото: EPA
shadow
Как отмечают в Евроконтроле, следуя конвенции ICAO о международной гражданской авиации, отныне не признаются никакие заявления о предоставлении аэронавигационного обслуживания в любом секторе воздушного пространства Украины и Крыма, кроме заявлений, поданных украинскими властями. Навигационные службы ЕС не будут принимать рейсы, направляющиеся в эти аэропорты и из них, а также проходящие через них транзитом. Таким образом, Крымский полуостров, вопреки заявлениям российских властей о превращении его в «оазис туризма», в действительности оказался в авиаблокаде.

Об отмене рейсов в Симферополь уже объявили турецкие авиакомпании Turkish Airlines, Atlasjet, YanAir и узбекская «Узбекистон хаво йуллари». Ранее об отмене рейсов в Симферополь, начиная с 12 марта, объявил крупнейший авиаперевозчик Украины – компания «Международные авиалинии Украины» (МАУ). И это притом, что половину из около 5 млн. отдыхающих в летний сезон в Крыму составляли как раз приезжие из Украины. Еще 500 тысяч туристов, по данным министерства курортов и туризма Крыма, в 2013 году приехали из ЕС (в том числе из Германии и Великобритании). Теперь же туристам из ЕС придется летать в Крым транзитом через Москву. Очевидно, что большинство европейцев откажутся от этой идеи.

Таким образом, обеспечивать крымскую экономику, основу которой всегда составлял туризм, в дальнейшем придется исключительно за счет пассажиров из России. В этой связи руководитель Ростуризма Александр Радьков недавно заявил, что авиабилеты в Крым должны подешеветь. «Если мы хотим поддержать этот туристический сезон в Крыму, необходимо заняться субсидированием авиаперевозок», – отметил чиновник.

Географию полетов в Крым планируется расширить с помощью прямых рейсов из регионов. Количество авиарейсов из России в Крым будет увеличено в мае в разы – только «Аэрофлот» летом будет выполнять уже до 77 рейсов в Симферополь в неделю. Жителям Брянска, желающим отдохнуть летом в Крыму, пока придется лететь через Москву, но с 15 июня возможно появление прямых рейсов из этого города. Обещаны прямые рейсы даже из Норильска. О новых рейсах в Крым объявлено также в Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге. Но вопрос упирается в цену. И кто за это будет платить.

«Аэрофлот» на днях объявил о начале продаж билетов в Крым по специальным тарифам. Минимальная цена перелета (туда-обратно) эконом-классом по маршруту Москва – Симферополь – Москва составит всего 7,5 тыс. рублей – почти в два раза дешевле, чем прошлым летом. Одобрение Госдумой законопроекта о «невозвратных билетах», как ожидается, также должно способствовать снижению их стоимости и созданию авиакомпаний-лоукостеров, специализирующихся на крымском направлении. Этот законопроект во вторник был принят в первом чтении, и депутаты говорят, что постараются одобрить его в оставшихся чтениях до конца недели.

МИХАИЛ ЗЛАТКОВСКИЙ, «НИ»
shadow Однако если желающих летать в Крым не наберется, то компенсировать убытки авиаперевозчикам придется за счет бюджета. Несмотря на развернутую на федеральном уровне рекламную кампанию, расписывающую прелести отдыха в Крыму, результаты ее пока невелики. Туроператоры говорят о резком падении бронирования крымских гостиниц. А продажи «летних» авиабилетов из Москвы в Крым, по оценкам авиаперевозчиков, за последнее время упали наполовину по сравнению с прошлым годом.

«Летать туда авиакомпаниям будет выгодно лишь в случае, если будет необходимый туристический поток. Иначе получится банальный распил бюджета за счет предоставляемых государством субсидий перевозчикам для снижения цен на авиабилеты. Что касается запрета Евроконтроля, то ситуация с Крымом будет примерно такая, как у Турции с международно-непризнанным Северным Кипром, куда летают только турецкие авиакомпании. Непризнание со стороны ICAO означает, что Крым будет вычеркнут из мировой нормативной системы. Ни одна страна, не признавшая присоединения Крыма к России, на полуостров не полетит. Значит, летать туда будут только российские самолеты. И то это под большим вопросом», – сказал «НИ» главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий.

«Это плохо для туризма в Крым. Последние годы его и так не особо баловали иностранцы из Западной Европы или США, а теперь из-за санкций и действий таких структур, как Евроконтроль, попасть в Крым для немцев, например, становится крайне затруднительно. Вероятно, нас ждет международная блокада крымских аэропортов, как это происходит с аэропортом в Сухуми в непризнанной Абхазии. Да и для украинцев, которые обеспечивали 60% турпотока в Крым в последние годы, вход также закрыт. То есть отелям Крыма надо продвигать на рынок какие-то дисконтные программы для россиян, иначе будет провальный сезон. «Аэрофлот» снизил цены на билеты в Крым. И это влетит в копейку бюджету. Если «Аэрофлоту» удастся перевести 2 миллиона туристов в Крым, а дисконт на каждый билет эконом-класса примерно планируется в размере 4–5 тысяч рублей, то это обойдется в 8–10 млрд. рублей для бюджета РФ», – сказал «НИ» аналитик международного финансового холдинга FIBO Group Василий Якимкин.

Другая сторона вопроса – безопасность и комфорт для пассажиров. Нельзя просто резко нарастить количество рейсов в нынешний летний сезон, не обеспечив модернизацию инфраструктуры Симферопольского аэропорта. Это вопрос миллиардных инвестиций и не одного года. «Российские авиакомпании обещают наладить авиасообщение с Крымом, но нельзя пассажиров, например, просто высадить в поле, если рейс задерживается. Людей необходимо принять, разместить, обеспечить увеличение пассажиропотока хотя бы с минимальным уровнем комфорта для пассажиров. Кроме того, значительно возрастет нагрузка на воздушных диспетчеров. Все это вопросы, которые за один летний сезон решить не удастся. Иначе возникнут серьезные риски как для безопасности полетов, так и для решения вопросов, связанных с элементарными удобствами для туристов», – отметил Алексей Синицкий.

Опубликовано в номере «НИ» от 3 апреля 2014 г.


Актуально


Новости дня


Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: