Главная / Газета 5 Марта 2014 г. 00:00 / Экономика

Торговая цензура

Правительство сделало еще один шаг к ограничению размера беспошлинного ввоза посылок

АРИНА РАКСИНА

На рассмотрение в Госдуму внесен одобренный кабинетом министров законопроект, дающий правительству право регулировать нормы беспошлинного ввоза товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях. В первую очередь эта инициатива затрагивает рынок интернет-посылок из-за рубежа. Ранее власти заявляли о намерении установить порог беспошлинного ввоза товаров на уровне 150 евро. Эксперты говорят, что средний чек получателей посылок, как правило, укладывается в новые рамки. Но новый закон, лоббируемый отечественными торговцами, может привести к падению темпов роста интернет-торговли.

shadow
Сейчас размер беспошлинной трансграничной интернет-покупки ограничен стоимостью в 1 тыс. долларов в месяц или весом в 31 кг. При превышении этих границ взимается пошлина в виде 30% от таможенной стоимости посылки. Проект закона их отменяет, но, правда, не вводит и новых норм, а только предоставляет правительству право эти ограничения устанавливать. Как заявлял ранее министр финансов РФ Антон Силуанов, это будет цена в 150 долларов или 10 кг за посылку. При этом правительству в будущем, в случае необходимости, ничего не мешает менять эти рамки по своему усмотрению.

При этом Федеральная таможенная служба (ФТС) предлагала сделать этот платеж налогом и передать администрирование в Федеральную налоговую службу (ФНС), однако это предложение не прошло. Но оно, как считает научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований Высшей школы экономики Марсель Салихов, в лишний раз доказывает, что в настоящий момент ФТС просто не справляется с нагрузкой и пытается таким образом убить сразу двух зайцев – и привлечь средства в бюджет, и снизить количество отправлений, чтобы разгрузить центры обработки.

Напомним, желание властей изменить параметры беспошлинного ввоза посылок для личного пользования из-за рубежа в январе привело к скандалу с отказом ряда крупных операторов экспресс-доставки доставлять иностранные посылки российским потребителям. Компании тогда заявили о серьезном ужесточении таможенного контроля, из-за которого они не могли выполнить свои обязательства по срокам доставки. Но ФТС ответила, что ужесточения не было, и Служба только заставила операторов полностью выполнять требования к предоставляемой ими документации на ввозимые товары.

Интерес правительства к сфере интернет-торговли понятен, поскольку она набирает все большую популярность среди российских потребителей. Ежегодно этот сектор растет на 35%, и в 2013 году, по данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), объем покупок российских граждан в зарубежных интернет-магазинах вырос до 30 млн. заказов, а в денежном выражении составил около 100 – 120 млрд. рублей (приблизительно 3 млрд. евро). Чек порядка 80% россиян, совершающих интернет-покупки, укладывается в те самые 150 долларов. Другое дело, что с учетом цены доставки до России наблюдалась тенденция к увеличению этой суммы.

По словам экспертов, за законопроектом правительства стоит лобби отечественных ритейлеров, которые недобирают выручку из-за конкуренции со стороны интернет-магазинов. «Это решение – результат лоббирования отечественных торговцев. И ни к чему хорошему для российских потребителей оно не приведет», – объясняет президент Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин.

Самыми популярными товарами для покупок через интернет-магазины являются одежда, обувь, аксессуары, электроника и мелкая бытовая техника, книги и журналы. Привлекательность зарубежных магазинов объясняется более широким ассортиментом, большей уверенностью в качестве приобретаемой продукции и самое главное – более выгодной ценой. Так, цена на одинаковые товары в российском и иностранном интернет-магазине может разниться в 2–3 раза. Например, стоимость джинсов марки Levi’s в России варьируется в районе 4 тыс. рублей, а в США их цена начинается от 25 долларов (приблизительно 900 рублей). Подобным образом дела обстоят не только с одеждой, но и почти со всеми видами товаров. Поэтому неудивительно, что российские ритейелеры так жаждут принятия нового закона. «Я не думаю, что люди будут повально переходить на покупку товаров в российских магазинах, но те все же увеличат свою прибыль. С большей вероятностью стоит ожидать общего снижения темпов роста интернет-торговли», – говорит «НИ» первый вице-президент общероссийской организации «Российский клуб финансовых директоров» Тамара Касьянова.

Опубликовано в номере «НИ» от 5 марта 2014 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: