Главная / Газета 13 Февраля 2014 г. 00:00 / Экономика

Крылья только в мечтах

Приоритеты России в самолетостроении не позволят ей вернуть себе статус мировой авиастроительной державы

СЕРГЕЙ ПУТИЛОВ

Портфель заказов на перспективный российский среднемагистральный самолет МС-21 составляет уже 175 машин. Об этом заявил президент корпорации «Иркут» Олег Демченко. Не менее радужные перспективы нарисовал и старший вице-президент компании «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) Игорь Сырцов, поведавший, что в 2014 году будет произведено 40 «Суперджетов». Впрочем, говорить о том, что авиационная отрасль страны отныне будет поставлена «на крыло», не приходится. Микроскопический по сравнению с конкурентами выпуск самолетов в России позволит лишь занять узкие ниши на рынке. К тому же зарубежные самолеты попросту дешевле.

Программа МС-21 предполагает создание семейства среднемагистральных пассажирских самолетов. Она будет включать три модели: MC-21–200, MC-21–300 и MC-21–400 вместимостью соответственно 150, 181 и 212 пассажиров. Государство денег на самолеты не жалеет. Замглавы Минпромторга Юрий Слюсарь на днях сообщил, что подготовка к производству комплектующих МС-21 уже идет полным ходом. В целом только в 2014 году на эту программу в федеральном бюджете предусмотрено порядка 17 млрд. рублей. Ожидается, что поставки МС-21 заказчикам начнутся после 2016 года.

Планируется, что авиалайнер МС-21 заменит в авиапарке страны устаревший Ту-154, на который падала основная нагрузка по перевозке пассажиров. При этом сроки создания лайнера постоянно срываются. Первый полет МС-21 должен был состояться еще в этом году. Однако теперь выясняется, что произойдет это не раньше 2015–2016 годов.

Много критики вызывает и «Суперджет», который эксплуатируется уже несколько лет. На текущий год Министерство транспорта РФ увеличило финансирование программы на 10% – до 2,15 млрд. рублей. Тем не менее у авиаперевозчиков сохраняются серьезные вопросы к «Суперджету».

«Наиболее серьезные инциденты связаны с надежностью системы управления шасси SSJ-100. Даже если заявленные показатели будут достигнуты, прорыв здесь весьма спорен: если сравнивать с российским периодом истории, то да, по сравнению с советским – нет. В 2012 году в коммерческом парке числилось 950 магистральных и региональных самолетов. Из них самолетов отечественного производства числилось только 349. Другими словами, доля отечественных воздушных судов на нашем рынке составляет только 37%. Все остальное мы закупаем за рубежом», – сказал «НИ» первый вице-президент общероссийской общественной организации «Российский союз инженеров» Иван Андриевский.

Не секрет, что за последние годы в стране производство лайнеров практически остановилось. В итоге основную выгоду от возрастающих пассажирских перевозок на российских авиалиниях получают Boeing и Airbus, восполняющие потребность отечественных авиакомпаний в обновлении парка. Государство даже обнулило пошлины на ввоз широкофюзеляжных лайнеров, чтобы покрыть потребность авиакомпаний в них. По мнению экспертов, МС-21 после запуска в серию не сможет конкурировать с американцами и европейцами, поскольку они просто дешевле.

«Речь пока что может идти о том, чтобы занять определенные, причем небольшие сегменты рынка. «Задавить» конкурентов с помощью всего двух этих моделей Россия не сможет, да в этом, наверное, и нет смысла, поскольку иностранные самолеты пока что дешевле и эффективнее. Государство, конечно, будет поддерживать пошлинами отечественного производителя, но для России по аналогии с Китаем, по сути, остается лишь один выход – как и в автомобилестроении локализовывать производство иностранной авиатехники на своей территории», – сказал «НИ» главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий.

«Российские компании почти не покупают новые самолеты внутри страны, предпочитая подержанные зарубежные, поскольку их обслуживание обходится на 10–20% дешевле», – сказала «НИ» аналитик Международного финансового центра Анна Линевская.

«Пока машина (МС-21. – «НИ»), по сути, находится только на бумаге, говорить о серьезных заказах не приходится. Без готового, летающего образца зарубежных заказов ждать не приходится. Возможно, что к началу выпуска в 2020 году в России возникнут компании лоукостеры, которыми и будут востребованы эти самолеты. Выход на зарубежные рынки пока неочевиден, тем более что Китай готовит к выпуску аналогичный самолет COMAC C919», – говорит в беседе с «НИ» аналитик международной финансовой корпорации Анатолий Воронин.

Опубликовано в номере «НИ» от 13 февраля 2014 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: