Главная / Газета 6 Февраля 2014 г. 00:00 / Экономика

Скидка на волокитку

МЭР предлагает сделать госпошлины дешевле в случае подачи документов в электронном виде

СЕРГЕЙ ПУТИЛОВ

Минэкономразвития предложило поправки в Налоговый кодекс, предполагающие 50-процентную скидку при оплате госпошлины. Это станет возможным при условии, что заявление и документы, необходимые для предоставления госуслуги, подаются в электронной форме, а результат заявитель получает, не посещая уполномоченный орган власти (почтовым отправлением или в электронном виде). Ожидается, что закон вступит в силу 1 июля 2014 года. Эксперты, однако, отмечают, что подобная инициатива рискует натолкнуться на низкую грамотность населения. Кроме того, стоимость услуг может возрасти с целью компенсации неизбежных потерь бюджета.

В случае принятия федерального закона с начала июля текущего года 50% дохода от пошлин на услуги, оказываемые в многофункциональных центрах предоставления госуслуг (МФЦ), будут направляться в федеральный бюджет РФ, а другие 50% – в региональный бюджет. Министр финансов Антон Силуанов затею снизить вдвое размер пошлин на оказание электронных госуслуг поддержал. Но при условии, что для компенсации потерь бюджета будет увеличена стоимость услуг для отстающих от прогресса, то есть тех, кто продолжит обращаться лично в МФЦ или соответствующие органы власти. «Прирост пошлин, которые не индексировались с 2009 года, может пойти как раз для содержания МФЦ», – отмечает глава Минфина.

Вместе с тем переход в электронный формат пока не пользуется особой популярностью среди населения. Это обусловлено зачастую низкой информационной грамотностью, трудностями при регистрации на портале госуслуг, недоверием к электронным системам документооборота, когда сбой компьютерных программ может привести к неправильным исчислениям и, как следствие, к финансовым потерям.

В прошлом году Министерство связи и массовых коммуникаций РФ подготовило сводку статистических данных, определяющих долю граждан, пользующихся сайтом www.gosuslugi.ru во всех субъектах России, из которой явствует, что число пользователей портала выросло в 2013 году вдвое – до 7,1 млн. человек, однако в среднем популярность этого вида услуги среди россиян невелика. Судя по рейтингу, в большинстве регионов порталом госуслуг пользуются в среднем всего лишь 1–4% населения. Планируется, что путем предоставления скидок на пошлины планка в 35% обращений по услугам, предоставление которых возможно полностью в электронном виде, будет достигнута уже в этом году.

Популярность электронных услуг сильно варьируется в зависимости от региона. Если наиболее массовым спросом портал пользуется в Приморском крае (15,1% населения), то в Кабардино-Балкарии такие услуги используют лишь 0,5% жителей, в Карачаево-Черкесии – 0,7%, в Тыве – лишь 0,8%, в Ингушетии – 1%. Показатели этих регионов, как правило, определяются экономической ситуацией, невысоким уровнем доступности широкополосного Интернета и недостаточно активной работой властей в части популяризации портала, отмечается в докладе министерства. Самой популярной из 20 востребованных электронных госуслуг по итогам прошлого года стала проверка штрафов ГИБДД. Почти 40% всех запросов приходится на эту услугу. На втором месте – налоговые органы. На третьем месте оказалась услуга по выдаче загранпаспорта нового образца.

В беседе с «НИ» председатель комитета по информационно-технологическим сервисам Национальной ассоциации институтов закупок Евгений Эллинский предположил, что данная инициатива в целом выгодна и понятна не столько для населения, сколько для предпринимателей. «Для бизнеса автоматизация еще одной сферы понятна и удобна. Приведу в пример нашу отрасль закупок, которые на протяжении последних лет активно переводятся в электронный вид. С 2010–2011 годов все госзакупки проходят в электронном виде. В этой системе работают несколько сотен тысяч поставщиков, которые не только направляют заявки в электронной форме, но и, например, пользуются электронной подписью. По поводу удобства для населения – вопрос справедливый. Да, тут могут возникнуть сложности», – подчеркнул г-н Эллинский.

Среди основных препятствий на пути перехода госуслуг в электронный формат эксперты видят низкую грамотность населения и, как следствие, низкое доверие. «В прошлом году РАНХиГС проводила мониторинг качества электронных услуг. Респондентам предлагали компенсировать оплату пошлин и помочь в подготовке документов. Даже на такие условия соглашались не более одного человека из 10. Этот факт иллюстрирует уровень доверия населения к электронным услугам, а также вероятность того, как размер пошлин может на это доверие повлиять», – сказала «НИ» заместитель директора Центра ИТ-исследований и экспертизы РАНХиГС Евгения Сербина.

Опубликовано в номере «НИ» от 6 февраля 2014 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: