Главная / Газета 28 Января 2014 г. 00:00 / Экономика

Нерабочая ситуация

«АвтоВАЗ» уволит тысячи сотрудников для оптимизации производства

АРИНА РАКСИНА

Крупнейший российский производитель легковых автомобилей «АвтоВАЗ» в 2014 году сократит свой штат на 7,5 тыс. сотрудников. Как объясняет руководство завода, эти увольнения будут проводиться в рамках реализации новой стратегии по улучшению экономики предприятия. Увольнения связывают с назначением в начале января на пост президента «АвтоВАЗа» шведа Бу Андерcсона, который уже получил репутацию жесткого управленца – за время его работы в группе ГАЗ под сокращение попало около 50 тыс. человек. По словам экспертов, события в Тольятти могут отразиться и на смежных предприятиях, однако резкого роста безработицы в отрасли пока не ожидается.

Приказ на увольнение 7,5 тыс. человек, а это больше 10% всех работников завода, уже подписан. Из них 5 тыс. человек – это рабочие, а 2,5 тыс. – офисный персонал. Как рассказал председатель профкома предприятия Петр Золотарев, сотрудникам, которые согласятся уволиться по соглашению сторон, будет выплачено несколько среднемесячных зарплат. Компенсации могут составить до 100 тысяч рублей. В последний раз столь массовые увольнения проводились в «АвтоВАЗе» в 2009–2010 годах, когда персонал предприятия был сокращен на 30 тыс. человек. Но тогда в дочерних структурах компании было создано 24 тыс. новых рабочих мест – по сути, было проведено перераспределение кадров. Сейчас же, как заявил Бу Андерcсон на встрече с менеджерами и представителями профсоюза предприятия, первоочередная задача, которая стоит перед руководством и работниками, – «обеспечить устойчивую прибыль компании, несмотря на сложившуюся ситуацию на российском рынке».

Ситуация в минувшем году в автопроме действительно сложилась непростая. По предварительным итогам Минпромторга, производство автомобилей в РФ за год снизилось на 1,8%. Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей, по подсчетам комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), просели за год на 5,5% – до 2,78 млн. штук. У «АвтоВАЗа» продажи автомобилей Lada за 11 месяцев прошлого года упали на 12,8% – до 488 тыс. машин. В результате был разработан комплекс более чем из 120 мероприятий, призванный скорректировать производственную программу, улучшить систему контроля и регулировки запасов продукции, улучшить работу с оборотным капиталом, с дилерами, работу по снижению закупочных цен, сокращению общих затрат, включая оптимизацию персонала.

Как отмечают эксперты аналитического агентства «Автостат», сокращение персонала должно положительно сказаться на оптимизации производства «АвтоВАЗа». Правда, поведение потребителей на российском авторынке в нынешнем году остается непредсказуемым и большинство отраслевых экспертов склонны считать, что ситуация в лучшем случае останется на уровне прошлого года, при этом исключать продолжение падения рынка нельзя.

Заместитель директора Центра трудовых исследований Высшей школы экономики Ростислав Капелюшников считает, что сокращения на «АвтоВАЗе» будут происходить за счет увольнения работников пенсионного возраста, приостановки приема на работу новых сотрудников и перераспределения их между подразделениями. Так что резкого роста уровня безработицы в городе специалист не ожидает.

«Крупные российские предприятия регулярно снижают занятость на своих производствах, и это обычная практика, – сказал «НИ» г-н Капелюшников. – Она никак не отразится даже на уровне безработицы в городе, не говоря уж об общем уровне безработицы в стране. 7,5 тыс. человек – капля в море по сравнению с 75 млн. (численность экономически активного населения в России. – «НИ»)».

Эксперты согласны, что Тольятти достаточно большой город, чтобы его экономика смогла справиться с наплывом сокращенных работников без риска обострения социальной напряженности. Другое дело, что в менее крупных городах, где вся экономика завязана на одно-два градообразующих предприятия, такая практика может быть опасной. На фоне сокращений на «АвтоВАЗе» в отрасли поползли слухи, что это может повлечь за собой схожие события на предприятиях-смежниках, которые практически полностью зависимы от автогиганта. Однако в текущем году специалисты не ожидают лавины сокращений на других предприятиях автопрома или в смежных отраслях. «Хоть в 2013 году безработица и подросла на 1,5 процентных пункта – до 5,6%, все равно последние два года она остается на рекордно низком уровне. И я ожидаю, что в этом году она также будет колебаться в пределах коридора 5–6%», – отмечает Ростислав Капелюшников.

Опубликовано в номере «НИ» от 28 января 2014 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: