Главная / Газета 27 Января 2014 г. 00:00 / Экономика

Тяготы заслуженного отдыха

Пенсионная реформа может провалиться из-за своей непрозрачности и финансовых проблем государства

ЭЛЯ ГРИГОРЬЕВА

С 1 февраля пенсии в России вырастут на уровень инфляции 2013 года, то есть на 6,5%. Всего же за текущий год индексация трудовых пенсий пройдет два раза – 1 февраля и 1 апреля. Суммарный рост выплат к уровню прошлого года, по данным Пенсионного фонда России (ПФР), составит 8,1%. Для этого из бюджета на счета ПФР будет перечислено порядка одного триллиона рублей трансфертов. Минфин выступает резко против таких расходов, предлагая сократить размер пенсионных выплат за счет повышения пенсионного возраста. Однако данное предложение идет вразрез с позицией президента. Пенсионная реформа, затеянная ради латания «черной дыры» ПФР, судя по всему, не смогла справиться со своей задачей. По мнению экспертов, полученная в результате преобразований конфигурация пенсионной системы настолько нестабильна, что говорить об окончании изменений не приходится. Тем более что у самих россиян возникает все больше вопросов к ее прозрачности – введение непонятной балльной системы подсчета пенсий на корню убивает желание работников делать отчисления в социальные фонды. На этом фоне ПФР продолжает строить шикарные офисные здания, что лишь усиливает недовольство граждан.

В новой пенсионной формуле не могут разобраться ни старики, ни молодежь.<br>Фото: ОЛЬГА ШВЕЙЦЕР
В новой пенсионной формуле не могут разобраться ни старики, ни молодежь.
Фото: ОЛЬГА ШВЕЙЦЕР
shadow
Многочисленные дебаты по пенсионной реформе, которые велись в прошлом году между правительством, депутатами, профсоюзами и экспертным сообществом, закончились принятием федерального закона, который закрепил большую часть предложений Министерства труда. Многие фракции в Госдуме выступали резко против законопроекта, но партия «Единая Россия», имеющая большинство голосов в нижней палате парламента, одобрила пенсионные законы.

Как рассказала «НИ» первый заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева, выступавшая на стороне оппонентов Минтруда, в принятом документе сохраняются все недостатки прежней пенсионной системы плюс добавляются новые просчеты. «Остается, а местами и усугубляется «уравниловка», недоучет заработка, не восстанавливаются нестраховые периоды в трудовом стаже, отсутствует ясная концепция и прозрачность пенсионных схем. В итоге по целым группам нынешних и будущих пенсионеров будет иметь место обратно пропорциональная зависимость от стажа и заработка. Тот, кто работал дольше и получал больше, будет получать пенсию меньше того, кто работал меньший период времени и с меньшим заработком», – пояснила г-жа Дмитриева.

Кроме того, новый порядок уплаты страховых взносов не ликвидирует регрессию, а наоборот, ее усиливает, то есть еще больше высокооплачиваемых работников не будут платить пенсионные взносы, при этом из-под налогообложения выводится 30–40% фонда оплаты труда.

Особое внимание г-жа Дмитриева заострила на непрозрачности подсчета трудовых пенсий. «Порядок расчета пенсий невразумительный. Формулы приводятся лишь по некоторым операциям. Полного алгоритма расчета пенсий нет. В частности, непонятно, как считаются суммы валоризации (переоценки денежной стоимости пенсионных прав. – «НИ»). Не приводится формула расчета повышения фиксированного базового размера страховой части пенсии в зависимости от стажа, превышающего 30 лет. Дается маловразумительное словесное описание расчета», – сетует наша собеседница. «Вместо позитивного эффекта, на который, очевидно, рассчитывали президент и правительство, реакция на пенсионную реформу будет резко отрицательной», – сказала депутат.

Власти признают, что принятая реформа потребует значительных финансовых трансфертов из бюджета. По оценке министра финансов Антона Силуанова, дефицит ПФР сейчас составляет более триллиона рублей. В начале января министр в очередной раз призвал подумать над увеличением возраста выхода на пенсию в России, чтобы сбалансировать бюджет ПФР. Однако это прямо противоречит позиции Владимира Путина, который в декабре говорил, что пенсионный возраст повышаться не будет. Об этом министру недавно напомнила и вице-премьер Ольга Голодец, которая заявила, что этот вопрос не будет обсуждаться еще минимум 10 лет.

По словам старшего эксперта Института экономической политики им. Гайдара Сергея Жаворонкова, в настоящее время люди в России не понимают, ради чего они делают отчисления из своей зарплаты в социальные фонды, особенно учитывая тот хаос с пенсионной реформой, который устроило правительство в минувшем году. «Раньше объяснялось, что примерно половина социальных платежей, которые вы платите, – это не налог, а, по сути, отложенный платеж на пенсию. Половина идет в распределительную систему, а другая половина – это ваши деньги. А теперь выясняется, что денег у вас никаких не будет, зато будут баллы, которые правительство непонятно как рассчитает через 40 лет, после того как вы сейчас работаете, будучи молодым», – рассказал «НИ» г-н Жаворонков.

Кроме того, головной болью российских властей уже в ближайшее время может стать незавершенность пенсионной реформы. По мнению г-жи Дмитриевой, текущая конфигурация пенсионной системы далеко не оптимальна, следовательно, пенсионная система вступила в стадию постоянной корректировки.

«По сути, заложенная реформой пенсионная формула – несбалансированная, и через несколько лет снова станет очевидно, что трансферты из федерального бюджета будут нарастать, а проблемы так и не удалось решить. Правительству придется снова что-то предпринимать и менять законодательство, чтобы сбалансировать систему», – рассказала «НИ» ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Елена Пинохина.

По словам эксперта, в 2012 году федеральный бюджет передал пенсионному фонду только для погашения его дефицита 1 трлн. 33 млрд. рублей. Помимо этого, средства выделялись на валоризацию пенсий, компенсацию пониженных тарифов страховых взносов, на выплату пенсий по гособеспечению. Сумма дополнительных трансфертов составила еще порядка 1 трлн. 790 млрд. Таким образом, общая сумма трансфертов из федерального бюджета в ПФР ежегодно исчисляется суммой примерно в 3 трлн. рублей. «В следующем году она будет меньше на сумму, переданную в ПФР из накопительной части пенсий. Причем средства с накопительных пенсионных счетов будут переведены в распорядительную систему безвозвратно. Да, граждане получат компенсацию в виде дополнительных пенсионных баллов, но пенсионные фонды взносы за 2014 год уже не получат. И это никакого отношения не имеет к гарантированию пенсионных накоплений. Это просто способ заткнуть дыру в бюджете», – пояснила г-жа Пинохина.

Директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев в беседе с «НИ» также оценил пенсионную реформу крайне негативно. По его словам, термин, который хорошо характеризует ее суть, – это «пенсионная реформа компенсационного типа», так как балльная система подсчета пенсий позволяет правительству не думать, есть ли в бюджете деньги или нет. «Сколько есть, столько и будет расходоваться на выплату пенсий. Никакой головной боли для правительства», – пояснил он.

По мнению эксперта, то, что в 2014 году кабмин пошел на фактическую ликвидацию накопительной системы, означает только одно – государство не заинтересовано в существовании негосударственных пенсионных фондов (НПФ), а их акционирование в итоге обернется скупкой акций со стороны госструктур. «На мой взгляд, акционирование НПФ проводится для того, чтобы в один не самый прекрасный момент государственный пенсионный фонд смог скупить акции негосударственных фондов. То есть все то, что было накоплено в НПФ и находилось под управлением частной компании, окажется под полным контролем государства. Таким образом, слова, что акционирование НПФ необходимо, чтобы обезопасить систему, – это лукавство», – полагает г-н Николаев.

По мнению эксперта, для гармонизации пенсионной системы необходимо в первую очередь развивать экономику. «Дополнительный негативный отпечаток пенсионной реформе придало и время ее проведения – когда экономика скатывается от стагнации в рецессию, ухудшаются финансовые результаты предприятий, что автоматически приводит к сокращению социальных отчислений и к снижению поступлений в ПФР», – говорит г-н Николаев. Для выхода из ситуации надо либо увеличивать трансферты из бюджета, либо поднимать пенсионный возраст, но никак не затыкать дыру за счет накопительной части пенсий.

«Самое фундаментальное, что можно сделать для сокращения дефицита ПФР, – это не допустить экономического спада в стране. Что касается непосредственно пенсионного реформирования, то я бы, наоборот, развивал направление по пенсионной накопительной компоненте и полностью пересмотрел взгляд на применение страховых принципов в пенсионной системе. Страхование – это ведь финансовый институт, когда платят все, а возмещение получает далеко не каждый. Соответственно, оно не может функционировать в системе, когда платят все и все же получают страховые возмещения», – сказал г-н Николаев. По мнению эксперта, страховые принципы вообще не годятся для пенсионной системы. «Это совершенно другой взгляд на пенсионную реформу. Это реформирование с другого конца», – пояснил собеседник «НИ».

Подводя итоги, невозможно не упомянуть еще один факт, характеризующий работу ПФР в России. Непонятно, как в условиях жуткого дефицита государственное ведомство может строить себе шикарные офисные здания в центре Москвы и других российских городов. «По факту во многих российских регионах самые шикарные здания – это офисы ПФР. Выглядит это просто вызывающе, и такого не должно быть в принципе», – добавляет «НИ» Игорь Николаев. И хотя эксперты считают, что сумма, затрачиваемая на фешенебельные здания, несравнима с теми расходами, которые идут из федерального бюджета на выплату пенсий, – копейка рубль бережет, и если убрать все неэффективные расходы, то, может быть, и «латать» дыру ПФР придется не так часто.


МНОГИЕ ИЗРАИЛЬТЯНЕ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА НЕ ЖИВУТ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПЕНСИЮ
Граждане Израиля, достигшие пенсионного возраста (мужчины 67 лет, женщины 64 года), в случае если они проработали в стране не менее десяти лет, получают так называемую государственную пенсию. Причем не имеет значения, кем работал тот или иной гражданин: министром, уборщиком или водителем. Согласно закону, принятому в прошлом году, домашние хозяйки тоже начали получать государственные пенсии. Репатрианты из бывшего СССР, въезжающие в Израиль в пенсионном возрасте, принятом в стране исхода, то есть женщины после 55 лет, а мужчины после 60, начинают получать в Земле Обетованной пособие на жизнь, которое они обычно называют пенсией. Однако в любом случае и государственная пенсия, и пособие выплачивается «Битуах Леуми» («Институтом национального страхования»). Разница лишь в том, что проработавший десять лет израильтянин получает средства из пенсионного фонда, в который ежемесячно он выплачивал небольшие суммы. В принципе государственная пенсия ненамного превышает пособие на жизнь. Тем более что пожилые репатрианты дополнительно получают средства на съем квартиры, оплату налогов и лекарства. Однако израильтяне – наемные работники обычно не довольствуются государственными пенсиями. Практически с первого дня своего рабочего стажа местный трудовой люд выбирает пенсионные программы, в которых обязательно участвует и работодатель. Каждый работник может потратить на пенсионную программу столько средств, сколько пожелает, но его налоговая льгота дается на сумму не более 5% от реального дохода. Работодатель, отчисляющий деньги в пенсионную программу своих работников, получает весьма значительные послабления по подоходному налогу. Так, если работодатель отчисляет в пенсионный фонд 200 шекелей (1 доллар равен примерно 3,5 шекеля) из собственных средств, то его льгота по налогу достигает 90 шекелей при определенном уровне дохода. Если израильтянин проработал наемным работником 35 лет и получал среднюю зарплату (сегодня она составляет 8579 шекелей), то его государственная пенсия вкупе с выплатами по пенсионной программе составит не менее семи тысяч шекелей.
Валентин БОЙНИК, Иерусалим

ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА ШВЕЦИИ НУЖДАЕТСЯ В ПЕРЕМЕНАХ
Шведы выходят на пенсию в 65 лет при средней продолжительности жизни в 81 год. Нынешняя пенсионная система, созданная в стране в начале 1990-х годов, достаточно сложна. Она призвана решить две основные проблемы, заставившие Швецию частично отказаться от старого принципа «солидарности», при котором работающие своими налогами оплачивали пенсии вышедшим на заслуженный отдых: во-первых, это старение нации, во-вторых, сильные колебания на рынке труда при длительных периодах высокой безработицы. Львиную долю шведской пенсии сегодня составляет так называемая «общая»: это реликт «солидарной» системы. Каждый работающий человек отдает 18,5% своего дохода государству в «пенсионную копилку». 16% этих средств напрямую перераспределяются сегодняшним пенсионерам, а их «спонсор» взамен получает так называемые пенсионные зачеты – основу своей будущей пенсии. Еще 2,5% помещаются в инвестиционные фонды. Человек сам может выбрать между более чем 800 фондами, спекулирующими ценными бумагами. При отсутствии самостоятельного выбора за него это сделает государство. Почти все работающие шведы имеют право на так называемую «служебную пенсию», средства на которую выделяет работодатель по соглашению с профсоюзами. Хочешь получить по достижении 65 лет больше – откладывай сам себе на старость по специальной программе. До 12 тысяч крон в год (порядка полутора тысяч евро) можно списывать со своих доходов ежегодно в рамках этой инициативы. Хотя авторы пенсионной реформы при ее запуске уверяли, что система выдержит до «нового ледникового периода», уже сегодня возникла необходимость в ее коррекции. По сравнению с началом 90-х шведы в среднем стали жить на два года дольше, соответственно, большинство парламентских партий согласны с предложением увеличить пенсионный возраст до 67 лет. Окончательное решение будет принято после парламентских выборов в конце 2014 года.
Алексей СМИРНОВ, Стокгольм

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА НА УКРАИНЕ СОВМЕЩАЕТ ДВЕ ПЕНСИОННЫЕ СИСТЕМЫ
На Украине о несправедливости пенсионной системы начали говорить уже через четыре года после провозглашения независимости – и так и говорят до сих пор. С одной стороны, власти (особенно нынешняя) были всегда заинтересованы в голосах самого консервативно настроенного избирателя – людей старшего возраста. С другой – денег на достойные пенсии в бюджете как-то не находилось. Было несколько попыток реформирования пенсионной системы, доставшейся украинцам в наследие от СССР. Последнюю реформу осуществили в прошлом году. С 1 июля 2013 года вступил в силу новый закон относительно назначения и индексации пенсии. В целом советская (так называемая «солидарная», когда пенсионеры получают деньги за счет отчислений работающего поколения) пенсионная система сохранилась. Вместе с тем в законе предусмотрено и негосударственное пенсионное обеспечение, а также добровольное участие граждан в создании пенсионных накоплений. Вступил в силу также измененный механизм ежегодного перерасчета назначенных пенсий с 1 марта каждого года. Порядок проведения такого перерасчета по-прежнему определяется в пределах бюджета Пенсионного фонда по решению Кабинета министров Украины. Ранее право на перерасчет определялось в зависимости от того, насколько в предыдущем году вырос размер пенсии пенсионера. Теперь это не имеет значения. Перерасчету фактически подлежат все пенсии. Всего же, как обещает Кабмин, пенсии вырастут на 8%. Одним из самых спорных новшеств нового закона является то, что теперь для расчета пенсии берется средняя заработная плата по Украине не за один, а за три последних года перед выходом человека на пенсию. Учитывая, что инфляция в стране растет, многие пенсионеры рискуют очень сильно потерять в деньгах.
Яна СЕРГЕЕВА, Киев

Опубликовано в номере «НИ» от 27 января 2014 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: