Главная / Газета 18 Декабря 2013 г. 00:00 / Экономика

Особенности застоя

Из оазисов процветания особые экономические зоны могут превратиться в «черные дыры»

СЕРГЕЙ ПУТИЛОВ

Счетная палата рассмотрела результаты аудита эффективности использования госсредств, направленных на развитие особых экономических зон (ОЭЗ). Вместо того чтобы превратиться в «локомотивы» развития страны, территории с льготным налогово-таможенным режимом в основном приносят убытки. По словам аудиторов, основная проблема связана с «долгостроем». При этом возводимые дорогостоящие объекты пока не приносят необходимой отдачи. Проще говоря, «кластеры процветания», развиваемые по лекалам советской плановой экономики, вместо того чтобы толкать вперед стагнирующую российскую экономику, все больше превращаются в ее обузу. Траты на развитие ОЭЗ, между тем, уже перевалили за десятки миллиардов рублей, столь необходимых бюджету, трещащему по швам.

МИХАИЛ ЗЛАТКОВСКИЙ, «НИ»
МИХАИЛ ЗЛАТКОВСКИЙ, «НИ»
shadow
Всего за семь лет в ОЭЗ государство вложило почти 122 млрд. рублей. Из них свыше 94 млрд. составляют взносы в уставные капиталы управляющих компаний, 27,5 млрд. направлено регионами напрямую на строительство отдельных объектов. Фактически к 2013 году управляющими компаниями были выполнены работы на сумму 52 млрд. рублей, что составляет всего 26% от ожидаемой до 2017 года стоимости строительства, а с учетом работ, оплаченных регионами, – около 40% стоимости. «Это недостаточный уровень для эффективного развития особых экономических зон», – подчеркивают аудиторы.

Из запланированных 206 объектов в эксплуатацию введено только 156. При этом темпы строительства в 2012 году серьезно замедлились: годовой план выполнен всего на 15%. За 9 месяцев 2013 года значительного роста объемов строительства и соответственно оплаты выполненных работ не произошло: рост составил около 10%.

Кроме того, в ходе контрольного мероприятия были установлены факты неэффективного и нецелевого расходования средств уставного капитала ОАО «ОЭЗ». Так, средства в объеме 93 млн. рублей были использованы на ОЭЗ в Краснодарском крае и Калининградской области, которые досрочно закрыты, а также на ОЭЗ в Красноярском крае, которая в итоге так и не была создана. Не по целевому назначению были использованы средства в сумме 23,6 млн. рублей, которые пошли на разработку концепции развития ОЭЗ в Приморском крае.

Однако даже эти «недоразумения» меркнут на фоне миллиардных убытков, которые государство может понести в связи с тем, что у властей не хватает мужества признать: идея с ОЭЗ в условиях российской реальности оказалась мертворожденной. «В настоящее время в мире функционирует около 4 тыс. ОЭЗ, в том числе более 400 зон свободной торговли, столько же научно-промышленных парков, более 300 экспортно-производственных зон, 100 зон специального назначения – эколого-экономических, офшорных, туристических и т.д., – сказал «НИ» аналитик инвестиционной компании Василий Якимкин. – Всего существует около 25 разновидностей свободных экономических зон. Однако в России эта модель не работает. Высока коррупционная составляющая, нет надлежащей мобильности рабочей силы и необходимых технологий, доступ к которым для России на Западе сейчас по большому счету закрыт».

«Особые экономические зоны должны были стать «двигателями» экономик регионов, но из-за несовершенства как изначальной теоретической модели, так и на фоне неэффективного планирования ОЭЗ оказались как минимум неуспешными. Проблема еще и в том, что у этого проекта нет долгосрочной цели, грамотной стратегии и промежуточных задач для каждой области. Эта модель у нас пока не работает во многом за счет коррупционной составляющей – не менее 15% всех инвестиций – и отсутствия эффективных стратегий», – отметила в беседе с «НИ» аналитик Международного финансового центра Анна Линевская.

«На сегодняшний день ОЭЗ больше загружены строительством, чем принесением прибыли или проведением НИОКР. Техническо-внедренческий сектор существенно отстает, слабо налажена связь с рынком и другими инновационными кластерами вроде «Сколково», которые внедряются параллельно ОЭЗ, порой без всякой связи с ними», – сказал «НИ» декан факультета инновационно-технологического бизнеса РАНХиГС Владимир Зинов.

Провал затеи с ОЭЗ особенно бросается в глаза на фоне признания помощника президента РФ Андрея Белоусова о том, что замедляющейся российской экономике не хватает драйверов роста. «Меры для роста экономики РФ надо обновить, они не работают», – отметил чиновник. ОЭЗ при создании их в 2005 году претендовали на роль «детонатора» экономического бума. Однако похоже, что вместо стимулятора роста они все больше превращаются в якорь для российской экономики.

«Существуют несколько причин неэффективности таких зон: нереалистичность поставленных задач (напоминает советские плановые показатели), отсутствие интегрированной системы (ОЭЗ работают как отдельные центры), низкий уровень государственного управления, коррупция, отсутствие какой-либо деятельности ОЭЗ за пределами России. Как можно продвигать российские технологии или туризм, если об ОЭЗ мало кто знает?» – задается вопросом в беседе с «НИ» первый вице-президент «Российского клуба финансовых директоров» Тамара Касьянова.

Опубликовано в номере «НИ» от 18 декабря 2013 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: