Главная / Газета 6 Ноября 2013 г. 00:00 / Экономика

Инспектор на связи

Роструд запустил портал по разбору конфликтов на работе

АРИНА РАКСИНА

Разрешать трудовые споры теперь можно будет, не отходя от компьютера. Вчера замглавы Роструда Михаил Иванков провел презентацию интернет-портала «Онлайн Инспекция.рф», который должен помочь и работникам, и работодателям получать всю необходимую информацию для улаживания трудовых вопросов и конфликтов. Эксперты пока осторожно относятся к инициативе ведомства. С одной стороны, возможность за несколько минут подать жалобу будет дисциплинировать работников и руководителей, нарушающих трудовую дисциплину. С другой стороны, нет гарантии, что портал не окажется столь же громоздкой и малоподвижной структурой, как и сам Роструд.

В настоящее время 60–70% всех проверок Роструд проводит после получения заявлений от граждан. И более чем в 76% случаев выявляются нарушения трудового законодательства. Поэтому в руководстве Роструда заговорили о необходимости перехода от модели санкций, когда постфактум выявляются нарушения и за них выносят наказание, к модели содействия соблюдения законодательства. Именно в этом, по заверениям создателей, и должна помочь «Онлайн Инспекция.рф».

Михаил Иванков обещает, что в работе портала будут учтены возможные технические трудности. На первый взгляд, сайт действительно прост в обращении. В настоящий момент он предлагает пользователям возможность самостоятельно найти пути решения проблемной ситуации. Так, раздел «Трудовой навигатор» содержит пошаговые инструкции, что можно сделать в ряде конфликтных типовых случаев, которые могут возникнуть у работника и работодателя. Пока список подобных случаев не велик – всего 15 пунктов, но Роструд уверяет, что он будет расширяться. Помимо алгоритма действий, на портале представлены также образцы заявлений, которые могут понадобиться работнику.

Помимо этого, пользователь может задать вопрос «дежурному инспектору». Ответы будут готовить юридическое и надзорное управления Роструда. По заявленным планам, ответ должен быть готов в течение трех дней. К озвученным срокам многие эксперты относятся скептически, прогнозируя, что Роструд наверняка столкнется с нехваткой кадров. А это соответственно приведет к увеличению времени на ответы гражданам.

Третье и, пожалуй, главное, что предлагает «Онлайн Инспекция.рф», – это возможность зарегистрированным пользователям напрямую обратиться с жалобой в Роструд и Госинспекцию труда.

Для этого работнику (или работодателю) надо будет выбрать из перечня проблему, соответствующую его случаю, и заполнить электронное заявление.

При этом руководство Роструда обещает сохранять персональные данные заявителя в тайне, чтобы избавить его от риска давления со стороны начальства или проблем при устройстве на новое место работы.

Каждая решенная проблема будет выложена на портале в открытом доступе, чтобы все могли увидеть, какая инспекция разбирала дело, какой ответ получил заявитель и на каком предприятии какое нарушение было выявлено.

«Необходимость повышать уровень доступности Государственной трудовой инспекции – это объективный факт, – заявил в беседе с «НИ» доцент кафедры теории и практики государственного управления Высшей школы экономики Павел Кудюкин. – Потому что у службы очень редкая сеть по стране, и возможность подачи заявок онлайн должна сильно упростить пути взаимодействия с работниками и работодателями». Действительно, например, в Самарской области отделений Государственной трудовой инспекции всего два – в городах Самара и Сызрань. И поэтому многие работники, столкнувшись с незначительным конфликтом или спорной ситуацией, просто не видят смысла и возможности информировать об этом инциденте надзорные органы. Г-н Кудюкин отмечает, что при грамотной реализации «Онлайн Инспекция.рф» может действительно повысить низкую эффективность трудовой инспекции и снизить количество нарушений трудового права со стороны работодателя, потому что теперь они будут действовать с оглядкой на то, что подать жалобу можно будет гораздо проще, чем раньше. Но о первых результатах работы портала и его эффективности можно будет говорить не раньше, чем через три месяца – в марте 2014 года.

Однако ряд экспертов выражают сомнение в работоспособности портала. Более того, они склонны оценивать его появление как очередную попытку освоить бюджетные средства, создав при этом видимость деятельности. Тем более что ведомство не раскрывало информацию о его стоимости. Так, по мнению директора Института сравнительных социальных исследований Владимира Андреенкова, «идея портала очень хорошая и важная», но не менее важно то, как она будет реализована. «К сожалению, как показывает практика, большинство подобных сайтов не дружественны к пользователю и создаются совершенно без учета тех задач, которые должны решать, – констатирует эксперт. – Вместо того чтобы упрощать, они только усложняют взаимодействие между гражданами и ведомствами. А из-за этого они остаются невостребованными и малопосещаемыми». Иными словами, успешность проекта зависит от конкретных деталей его технической реализации.

Опубликовано в номере «НИ» от 6 ноября 2013 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: