Главная / Газета 23 Октября 2013 г. 00:00 / Экономика

Снять с мели

Минфин предлагает законодательно закрепить ответственность губернаторов за банкротство регионов

ЭЛЯ ГРИГОРЬЕВА

Министр финансов Антон Силуанов в ходе обсуждения в Госдуме проекта федерального бюджета на 2014–2016 годы заявил о подготовке изменений в бюджетное законодательство, предполагающих введение личной ответственности глав регионов за доведение до банкротства вверенной им территории. Если долги регионов превысят установленный Минфином предел, то финансовое ведомство вправе поставить вопрос перед президентом о доверии такому губернатору.

МИХАИЛ ЗЛАТКОВСКИЙ, «НИ»
МИХАИЛ ЗЛАТКОВСКИЙ, «НИ»
shadow
«Есть предложение, что, если губернатор довел область до банкротства, будут приниматься кадровые решения. Вопрос об ответственной долговой политике является одним из основных, чтобы президент РФ ставил вопрос о доверии к такому губернатору. Мы готовим предложения, хотим такую норму закрепить», – поставил в известность депутатов Антон Силуанов.

По словам замглавы департамента межбюджетных отношений Минфина Дарьи Хворостухиной, в настоящее время в правительстве готовятся поправки в Бюджетный кодекс РФ и федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». Изменения предполагают, что в случае, если объем просроченных долговых и бюджетных обязательств региона превысит 10% от общего объема доходов (налоговых и неналоговых), губернатор такого региона должен будет заключить соглашение с Минфином о мерах по восстановлению платежеспособности и утвердить план по восстановлению платежеспособности в законодательном собрании. «В случае же, если выполнение таких планов и соглашений не даст эффекта и объем долга по-прежнему будет превышать 10% доходов, правительство будет вправе внести президенту предложения об отстранении от должности губернатора в связи с утратой доверия», – пояснила она.

По данным Минфина на 1 августа текущего года, наибольшую задолженность среди регионов имели: в ЦФО – Москва – 176 млрд. рублей, Тверская область – 20,8 млрд. рублей и Рязанская область – 20,7 млрд. рублей; в СЗФО – Вологодская область – 28,1 млрд. рублей, Архангельская область – 23 млрд. рублей и Санкт-Петербург – 20,6 млрд. рублей; в ЮФО – Краснодарский край – 80,9 млрд. рублей и Волгоградская область – 28,9 млрд. рублей; в СКФО – Ставропольский край – 13 млрд. рублей; в ПФО – Татарстан – 85,5 млрд. рублей, Нижегородская область – 42 млрд. рублей и Саратовская область – 40,8 млрд. рублей; в УФО – Свердловская область – 18,3 млрд. рублей; в СФО – Кемеровская область – 32,4 млрд. рублей, Красноярский край – 31,4 млрд. рублей и Омская область – 22,9 млрд. рублей; в ДФО – Якутия – 19,5 млрд. рублей и Амурская область – 16 млрд. рублей.

Стоит отметить, что правового статуса региона-банкрота в действующем российском законодательстве нет. В Бюджетном кодексе заложено правило, что госдолг не может быть больше доходов регионального бюджета. В случае превышения суммы долговых обязательств в регионе может быть введен режим временной администрации, которая реализует часть имущества и погасит долги. Однако это не решит проблему превышения региональных расходов над доходами.

«НИ» опросили экспертов относительно данного предложения Минфина исправить тяжелую долговую ситуацию в регионах. Выяснилось, что единого решения непростой задачи нет, каждый видит причину, а значит, и выход из долгового кризиса в России по-своему. Так, финансовый омбудсмен Павел Медведев, долгое время возглавлявший комитет по финансам Госдумы, рассказал «НИ», что долги опутали Россию по причине того, что в стране никак не решается вопрос с сохранностью собственности. «Почему нет тех самых инвестиций, которые нам нужны как воздух? Мы без них задыхаемся в отсутствии экономического роста. Без них мы не можем даже залатать дырявые инфраструктурные трубы», – пояснил он. Но инвестиций и не будет без гарантий сохранности собственности со стороны государства.

По словам финансового омбудсмена, большая часть регионов в России являются потенциальными банкротами. «Боюсь, что даже федеральное правительство в России – также потенциальный банкрот», – рассказал Павел Медведев «НИ». Ситуация достаточно серьезная, напряженная и даже драматическая, но не катастрофическая. Отставкой губернаторов ее точно не решить.

Вместе с тем президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов видит проблему в иной плоскости. «При нынешней системе межбюджетных отношений подавляющее большинство регионов критически зависимы от федерального центра. Поэтому само понятие «банкротство» к ним трудно применить, так как они заведомо не могут жить на собственном балансе в силу своей дотационности», – замечает г-н Ремизов «НИ».

Успешность глав регионов сейчас в России в принципе определяется по тому критерию, насколько им удается выбивать деньги в Москве. А из центра их эффективность определяется по количеству создаваемых в регионах рабочих мест, притоку инвестиций, уровню общественной безопасности и т.д. «С другой стороны, если регион критически зависит от внешних заимствований, являясь крайне дотационным, то в нем можно ввести прямое федеральное правление, ограничив региональную власть при принятии финансовых решений», – говорит эксперт. К примеру, Дмитрий Козак в бытность полпредом президента в ЮФО предлагал ввести прямую зависимость руководителей регионов от федерального центра в рамках принятия финансовых решений в случае усиления их дотационности. «Именно такие инструменты стимулируют губернаторов расширять налоговую базу и развивать экономику, в том числе выводя ее из тени», – утверждает Михаил Ремизов.

Опубликовано в номере «НИ» от 23 октября 2013 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: