Главная / Газета 10 Октября 2013 г. 00:00 / Экономика

Банкротство «электронного правительства»

Минэкономразвития резко сокращает количество госуслуг, предоставляемых в онлайн-режиме

ЭЛЯ ГРИГОРЬЕВА

Проект «электронного правительства», реализуемый в России с 2008 года, фактически потерпел фиаско из-за технической невозможности перевода всех федеральных, региональных и муниципальных услуг в электронный вид. Как выяснилось, то, что давно и успешно работает во многих странах мира, для российского бюджета оказалось слишком дорогим удовольствием. При этом наши граждане за пять лет так и не успели приобщиться к благам цивилизации. По данным ВЦИОМ, половина населения России ничего не знает о сайте gosuslugi.ru. Впрочем, оставшихся 50% нельзя назвать частыми посетителями данного сайта. Эксперты объясняют сложившуюся ситуацию низким качеством электронных услуг.

Со следующего года на портале госуслуг (адрес сайта – gosuslugi.ru) останется порядка 20 самых популярных сервисов вместо заявленных 34 тысяч. По словам замминистра экономического развития Олега Фомичева, сейчас на федеральном портале есть теоретическая возможность получить 250 федеральных услуг. В регионах и того меньше. У населения же наибольшим спросом пользуются всего несколько услуг – получение загранпаспорта, проверка лицевого счета Пенсионного фонда, проверка наличия штрафов ГИБДД и некоторые другие. При этом на многие работающие сервисы поступает не более двух-трех заявок в год, а затраты на их поддержание не отличаются от популярных услуг. Получается, что бюджетные средства расходуются неэффективно. А суммы этих средств впечатляют: в 2011 году на поддержку работы сайта госуслуг было потрачено свыше 217 млн. рублей, в 2013-м – 450 млн. Кроме того, на развитие мобильной версии портала дополнительно выделено 70 млн. руб., на обеспечение перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде – еще 700 млн. рублей.

В целом к работе портала госуслуг накопилось много вопросов. Его критикуют все – начиная от премьер-министра Дмитрия Медведева и заканчивая обычными пользователями Интернета. Суть претензий можно выразить одним словом – неудобно.

В настоящее время за работу портала отвечает оператор «электронного правительства» – компания «Ростелеком». Фактически она является единственным получателем бюджетных средств, при этом результат ее работы никого не устраивает. В мае правительство хотело поменять «Ростелеком» на «Почту России» и ФГУП «НИИ «Восход», но в начале августа Минкомсвязи по непонятным соображениям заключило новый контракт... все с тем же «Ростелекомом».

Контракт действует до конца 2013 года. В общем, проект «электронного правительства» постигла участь многих российских «свершений» – деньги освоены, результата нет.

Вместе с тем почти половина населения России в принципе ничего не знает о сервисах «электронного правительства». К такому выводу пришли исследователи ВЦИОМ и SAP СНГ. Порядка 40% опрошенных граждан даже не подозревали о существовании портала gosuslugi.ru. А ведь он работает уже пять лет.

Отметим, что создание «электронного правительства» – это глобальный проект, реализуемый во многих странах мира. Техническим координатором идеи стала международная компания Huawei Technologies. По словам ее главы Жао Цинна, внедрение «электронного правительства» в разных странах идет уже около 10 лет, и везде есть свои проблемы. Однако главный плюс от проекта – это создание комфортной для населения среды при общении с госструктурами, ведь в электронном виде граждане могут получать доступ к госуслугам в любом месте и в любое время. «При этом важным фактором в реализации идеи является осведомленность населения», – утверждает Жао Цинн.

По мнению политолога, члена экспертного совета Института социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ) Алексея Зудина, Минэкономразвития явно не доработало в области продвижения проекта «электронного правительства» и его узнаваемости среди российского населения. «Ведь если люди знают о каком-то новшестве, они обязательно попробуют им воспользоваться. Когда они видят, что это удобно, технология быстро подхватывается и реализуется. Следовательно, сейчас форма предоставления услуг неудобна для граждан. Как только эта цель будет достигнута, я практически не сомневаюсь, что узнаваемость «электронного правительства» резко возрастет», – говорит г-н Зудин.

С ним согласен и президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. «Практика показывает, что подача документов в электронном виде бывает так же трудоемка, как и путем личной подачи», – рассказал он «НИ». Вместе с тем, идея «электронного правительства» – абсолютно правильная, и проект нужно реализовать до конца. Тем более что в российских регионах он внедряется достаточно успешно. В качестве примера эксперт привел нынешнего министра связи и массовых коммуникаций Николая Никифорова, который ранее возглавлял проект «электронного правительства» в Татарстане. Собственно, благодаря высоким результатам, полученным в регионе, его и пригласили на федеральный уровень.

Опубликовано в номере «НИ» от 10 октября 2013 г.


Новости дня


Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: