Главная / Газета 9 Октября 2013 г. 00:00 / Экономика

Свет и вода станут роскошью

Долги за жилищно-коммунальные услуги стремительно растут

ЭЛЯ ГРИГОРЬЕВА

По подсчетам коллекторов, неплатежи по услугам ЖКХ в России выросли за год на 27,2% до 152,9 млрд. рублей. Причем треть всех недоимок уже передана в работу выбивальщиков долгов, так как просрочка по ним превышает несколько месяцев. При этом жилищно-коммунальные услуги отбирают у россиян все большую часть доходов – сейчас они в среднем составляют 9% всех трат, а к концу года увеличатся до 10%, говорится в исследовании коллекторов.

Напомним, в прошлом году тарифы ЖКХ в стране подорожали на 9,4%, а с 1 июля 2013 года они прибавили еще 12%, что почти в два раза опережает официальный уровень инфляции. При этом доходы основной части населения явно не поспевают за расходами на коммуналку. Так, среднедушевые доходы населения с начала года увеличились всего на 4%.

К тому же стагнация в российской экономике привела к сокращению объемов производства в промышленности и даже к закрытию отдельных предприятий. Это значит, что большое количество людей в регионах остаются без работы. Не стоит забывать и о том, что 14% населения страны имеют денежные доходы ниже прожиточного минимума (данные Росстата на первый квартал 2013 года). И еще более половины граждан страны отдают немалую часть своих доходов банкам. Все эти факторы в сумме и привели к значительному росту коммунальных долгов населения.

Если рассмотреть ситуацию в регионах, то на первом месте в кабальном списке стоит Центральный федеральный округ, где сумма долгов составляет 34,5 млрд. рублей. Здесь главной причиной является высокая плотность населения и большое число пенсионеров. Затем в порядке убывания идут Приволжский и Уральский округа – 27,8 и 25,3 млрд. рублей соответственно. Как отмечается в уже упомянутом исследовании, проведенном коллекторским агентством «Секвойя кредит консолидейшн», для этих регионов характерна неблагоприятная климатическая среда и моноэкономический уклад, что порождает как инфраструктурные проблемы в сфере ЖКХ, так и проблемы в сфере платежной дисциплины потребителей.

Кроме того, на объемы задолженности большое влияние оказывают миграционный фактор и накопленная коммунальная задолженность прошлых периодов. «Эти регионы пережили и переживают серьезный отток постоянного населения в регионы с более благоприятным климатом», – говорит заместитель гендиректора «Секвойя кредит консолидейшн» Елена Терехова.

За тройкой лидеров следует Северо-Кавказский округ, где коммунальные долги достигли 15 млрд. рублей, что, по мнению экспертов, связано с самым высоким уровнем безработицы среди федеральных округов. В прошлом году здесь 13 человек из 100 не имели работы, тогда как в среднем по стране безработица составляла всего 5,2%.

По словам первого зампреда комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Госдумы Елены Николаевой, в настоящее время запас прочности для платежеспособных граждан уже исчерпан. Следовательно, долги будут только расти. По прогнозам коллекторского агентства, к концу года сумма общей задолженности превысит 160 млрд. рублей.

«Доходы населения просто не успевают за ростом тарифов, поэтому граждане не могут вовремя платить за услуги ЖКХ. При этом люди в большинстве случаев не требовательны к качеству, да и рост тарифов никак не связан с изменением качества предоставляемых услуг», – рассказал «НИ» председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. По мнению нашего собеседника, главная причина сложившейся ситуации лежит в недореформированности отрасли. «До сих пор нет эффективных мер социальной поддержки населения с низкими доходами – вместо адресной помощи бедным государство по-прежнему дает деньги энергетикам и сохраняет перекрестное субсидирование», – пояснил свою мысль г-н Янин. К тому же жителям новых многоквартирных домов приходится мириться с беспределом управляющих компаний. И хотя в них проживает не самая бедная и неграмотная часть населения страны, в этой среде уже сложился стереотип: частный бизнес в ЖКХ – это всегда плохо. А эффективные менеджеры приходят не для того, чтобы повысить качество предоставляемых услуг и за счет оптимизации поставщиков снизить общий счет для жильцов. Отнюдь, задача практически всех управляющих компаний – заработать в короткие сроки огромные деньги на свете и воде, в результате чего сумма в квитанциях на оплату услуг ЖКХ превышает все мыслимые пределы. И избавиться от таких горе-управленцев бывает достаточно трудно. Так уж постарались российские законодатели.

Опубликовано в номере «НИ» от 9 октября 2013 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: