Главная / Газета 30 Сентября 2013 г. 00:00 / Экономика

Уравнять в старости

Минфин предлагает повысить пенсионный возраст для женщин с 55 до 60 лет

ЭЛЯ ГРИГОРЬЕВА

Минфин предложил повысить пенсионный возраст для женщин до мужского – с 55 до 60 лет. С такой инициативой финансовое ведомство вышло на заседание правительства, посвященное оптимизации бюджетных расходов. Не секрет, что отчисления в пенсионный фонд работающих россиян в настоящее время не покрывают затраты на выплату пенсий, а «дыры» приходится латать за счет казны. При этом дефицит Пенсионного фонда России (ПФР) в текущем году составит почти 2 трлн. рублей.

Пенсионерки в стране слишком молоды, считают в Минфине.
Пенсионерки в стране слишком молоды, считают в Минфине.
shadow
Стоит отметить, что президент и премьер-министр на словах до сих пор выступали против повышения явного пенсионного возраста в России. Тем не менее, шаги в этом направлении все-таки велись – министры предлагали завуалированные меры. Так, в новом законопроекте Минтруда «О страховых пенсиях» минимальный трудовой стаж повышается с 5 до 15 лет. При этом будущий пенсионер должен платить взносы минимум с двух МРОТ в течение 15 лет или с одной МРОТ – в течение 30 лет. В противном случае он сможет получать лишь минимальный размер пенсии, а не 30-40% от среднемесячного заработка за последние пять лет. Кроме того, активно продвигается идея не выплачивать пенсии работающим россиянам. Также всерьез рассматриваются меры экономического стимулирования при выходе на пенсию позже обычного срока. Например, в законопроекте того же Минтруда прописана возможность получать на 50% больше обычного, если работник отложит возраст выхода на пенсию на пятилетку.

Как выразилась вице-премьер Ольга Голодец, ведомство не обсуждает тему повышения возраста, а говорит о стимулировании добровольного откладывания выхода на пенсию. Фактически речь идет об экономическом принуждении к увеличению пенсионного возраста. И в качестве главной меры экономии называется отказ от выплаты пенсии для работающих пенсионеров. К примеру, в текущем году трудовую пенсию получают 37,4 млн. человек, из которых 13,9 млн. (37,2%) продолжают работать.

По подсчетам Минфина, к 2020 году за счет увеличения возраста выхода на пенсию и других мер дефицит ПФР удастся ликвидировать. Впрочем, эксперты сомневаются в эффективности подобных мер, так как основную причину дефицита видят не в возрасте пенсионеров, а в числе работодателей, отчисляющих пенсионные взносы. Зарплата в конвертах, использование офшорных юрисдикций, привлечение на работу мигрантов и другие уловки позволяют многим компаниям вообще не перечислять деньги за работников в ПФР (по некоторым подсчетам, их доля достигает 50% от корпоративного сектора РФ). В результате всего этого и образуется огромная дыра в пенсионном фонде. Получается, что Минфин таким образом перекладывает недоработки экономического блока правительства на пенсионеров.

По мнению замдиректора Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН Евгения Гонтмахера, доля «серой» экономики в России оценивается в 30–40% – именно столько компаний вообще не платят налоги. «Однако речь не идет о крупных промышленных предприятиях – за ними-то как раз ведется жесткий контроль и в случае нарушения применяются серьезные санкции», – пояснил эксперт «НИ». А вот в отношении мигрантов правительству необходимо задуматься о введении пенсионного «налога». В настоящее время работодатели не платят за иностранных граждан социальные взносы. Вместе с тем число работающих мигрантов с каждым годом увеличивается, и они вытесняют российскую рабочую силу. Но здесь, по словам г-на Гонтмахера, не стоит забывать, что в случае введения пенсионного «налога» на мигрантов правительство должно будет платить им пенсию, даже если они покинут Россию.

К слову, в России один из самых низких уровней продолжительности жизни населения среди развитых стран и стран БРИК. Показатель нашей страны – менее 70 лет – уступает ЕС (80 лет), США (78,6 лет) и КНР (75 лет). И в случае повышения пенсионного возраста у граждан появляется закономерный вопрос: зачем отдавать ежемесячно деньги государству, если они не вернутся к тебе обратно?

Опросы общественного мнения также подтверждают скептицизм населения в вопросах сотрудничества с государством. Яркий пример – программа государственного софинансирования пенсии, которая с 2009 года действует в России. Суть ее заключается в том, что в течение десяти лет участник программы может ежегодно откладывать в счет будущей пенсии любую сумму, при этом государство каждый год добавляет к ней такую же сумму, но в пределах от 2 до 12 тыс. рублей. По данным исследования, проведенного Фондом «Общественное мнение», три четверти россиян допенсионного возраста информированы о программе государственного софинансирования пенсии, однако подали заявление на участие в ней всего 6%. Регулярные взносы платят еще меньше, и чаще это клиенты негосударственных пенсионных фондов. Основной массе населения эта программа неинтересна, и только 11% опрошенных хотели бы в нее вступить. Фактически лишь десятая часть россиян доверяют действию властей в вопросе пенсионных накоплений. Можно предположить, что непопулярные меры правительства приведут к полному исчезновению этого позитивного сегмента населения. Впрочем, как утверждает Евгений Гонтмахер, предложение Минфина вряд ли будет одобрено правительством. Вероятнее всего, пройдет более мягкий вариант Минтруда.

Опубликовано в номере «НИ» от 30 сентября 2013 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: