Главная / Газета 8 Августа 2013 г. 00:00 / Экономика

Гиблое судопроизводство

Вице-премьер Дмитрий Рогозин призвал Генпрокуратуру разобраться, почему буксует программа перевооружения флота

СЕРГЕЙ ПУТИЛОВ

Аудит контрактов Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) выявил недостаток финансовых средств, необходимых для завершения строительства ряда кораблей и подводных лодок в 2013–2015 годах. С таким заявлением выступил вчера вице-премьер Дмитрий Рогозин. По мнению экспертов, речь идет о суммах в сотни миллионов рублей, которые были частично разворованы либо зависли на счетах «партнерских» компаний. При этом, как выясняется, выделяемых денег на обновление флота катастрофически не хватает, поскольку прежнее руководство Минобороны «выкручивало руки» судостроителям, снижая стоимость заключаемых сделок до минимума. В любом случае для реализации обещанных властями планов по выводу России в мировые морские державы потребуется дополнительное ассигнование немалых бюджетных средств.

Многие российские моряки нередко проводят весь срок службы на берегу.<br>Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
Многие российские моряки нередко проводят весь срок службы на берегу.
Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
shadow
Напомним, на прошлой неделе Владимир Путин обрушился с критикой на судостроителей за невыполнение планов гособоронзаказа. Речь шла, прежде всего, о срыве сроков строительства кораблей и подводных лодок, которые наша промышленность должна делать в темпе, сравнимом с временами советской «гонки вооружений». Однако, как выяснилось, этого не происходит. Глава государства тогда отметил низкую эффективность взаимодействия между госзаказчиками и организациями оборонно-промышленного комплекса (ОПК) по вопросам ценообразования, сбои в поставках комплектующих предприятиями-смежниками, отсутствие должной кооперации между производственными и проектными организациями, а также низкое качество поставляемой техники.

«Государево око» в оборонной промышленности Дмитрий Рогозин усмотрел в происходящем не столько объективные проблемы отрасли, интересами которой государство годами пренебрегало, сколько злой умысел. «Прошу Генеральную прокуратуру РФ провести необходимые мероприятия, направленные на выявление возможных финансовых нарушений и иных противоправных действий руководства ОАО «ОСК», в том числе в ходе строительства нового судостроительного комплекса «Звезда» в Приморском крае», – заявил в среду Дмитрий Рогозин.

Речь, как можно предположить, идет о прежнем руководстве корпорации, работавшем с экс-министром обороны Анатолием Сердюковым. Трогать нового главу ОСК в лице бывшего первого заместителя генерального директора «Уралвагонзавода» Владимира Шмакова вице-премьер, судя по всему, не собирается, отзываясь о нем вполне лестно.

Проблемы со срывом сроков строительства флота, в том числе подводных ракетоносцев проекта 955 «Борей». предложено списать на прежнее начальство ОСК в лице Андрея Дьячкова, подписывавшего контракты еще с сердюковским Минобороны. «В кратчайшие сроки требуется пристально разобраться со всеми контрактами, которые были заключены предыдущим министром обороны. Посмотреть внимательно, насколько реализуемы эти контракты. В случае необходимости прошу в ОСК провести аудит. Те контракты, которые уже подписаны, вы знаете о том, что они во многом ущербны», – заявлял еще в мае вице-премьер. Тогда же он также раскритиковал предыдущий совет директоров ОСК, сказав, что тот «несет полную ответственность за то, что кивали, подписывали нереализуемые бумаги, заключали контракты по заведомо заниженным ценам, чтобы схватить зубками контракт, а потом – как получится. Чем сейчас будем закрывать дефицит?» – вопрошал Рогозин. Между тем, по оценке министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, 30% просроченных контрактов из общего числа заключенных Минобороны сейчас приходится именно на ОСК.

Эксперты в целом согласны, что вина программы переоснащения флота частично лежит на Сердюкове. «Контракты с судостроителями под давлением военных нередко заключались по ценам ниже себестоимости. Необходимо перезаключать сделки и изыскивать средства, необходимые для завершения строительства боевых кораблей и подводных лодок», – сказал «НИ» эксперт Центра анализа стратегий и технологий Констанин Макиенко. «Речь идет о суммах на сотни миллионов рублей, а то и миллиарды. Контракты заключались под давлением Минобороны. В итоге строительство многих судов стало попросту нерентабельным. Потребуется заключение новых соглашений в сторону увеличения финансирования», – сказал «НИ» директор Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко.

Вместе с тем сваливать все на экс-министра Сердюкова было бы не совсем правильно, учитывая, что в самой отрасли дела с расходованием выделяемых ей средств обстоят весьма неблагополучно. Так, выяснилось, что минимум полмиллиарда рублей исчезли в неизвестном направлении при реконструкции многоцелевой атомной подлодки «Нерпа», переданной в аренду Индии. Хищение обнаружилось в ходе проверки, проведенной в «Дальневосточном центре судостроения и судоремонта» Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК).

Стоимость морской техники для собственного военного ведомства также растет как на дрожжах. Если изначально цена на головную лодку проекта «Борей» «Юрий Долгорукий» составляла 20 млрд. рублей, то к завершению строительства она выросла уже до 50 млрд. И это при том, что качество техники, поставляемой промышленностью, оставляет желать много лучшего. «За период строительства серийного корабля одного из проектов было 132 случая отказа техники. Вообще никуда не годится!» – возмутился президент страны на недавнем совещании по перспективам развития ВМФ и обеспечения флота вооружением и военной техникой.

«Нарушения в сфере строительства могут быть любыми – от экономии на материалах, которая может впоследствии привести к сбоям и крушениям техники, до банального несоблюдения технологий и временных выдержек. Российские судостроительные традиции сильно отстали от мирового прогресса. Ряд процессов на судовых верфях в мире давно автоматизирован, а в России продолжает выполняться вручную, что добавляет к рискам сборки человеческий фактор и наращивает финансовые и временные издержки», – прокомментировал ситуацию «НИ» отраслевой эксперт Тимофей Шолтес.

Опубликовано в номере «НИ» от 8 августа 2013 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: