Главная / Газета 6 Августа 2013 г. 00:00 / Экономика

Космический ремонт

Авария «Протона-М» может привести к переделу сфер влияния в авиационно-космической отрасли

СЕРГЕЙ ПУТИЛОВ

Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин считает недопустимым, чтобы Роскосмос совмещал функции заказчика и производителя космических аппаратов. С таким заявлением зампред правительства выступил вчера на заседании комиссии по расследованию причин аварии ракеты-носителя «Протон-М» 2 июля на Байконуре. По убеждению чиновника, такое слияние является одной из причин участившихся космических аварий и предопределяет низкое качество техники. Но этим планы г-на Рогозина не ограничиваются. Одновременно он предложил объединить производителей космических аппаратов с авиационной отраслью, что вызвало недоумение экспертов.

МИХАИЛ ЗЛАТКОВСКИЙ, «НИ»
МИХАИЛ ЗЛАТКОВСКИЙ, «НИ»
shadow
Напомним, ракета-носитель «Протон-М» с тремя российскими навигационными спутниками «ГЛОНАСС-М» 2 июля взорвалась на космодроме Байконур уже спустя минуту после старта. Причиненный государству ущерб оценивается в 6 млрд. рублей. Как явствует из выводов комиссии, речь идет об элементарной халатности. Рабочий неправильно установил датчики угловых скоростей на «Протон-М», что и привело к аварии ракеты. Как выяснилось, выполнял он эту работу всего во второй раз. Об этом заявил вчера глава аварийной комиссии, заместитель руководителя Роскосмоса Александр Лопатин. Тем не менее Дмитрию Рогозину это показалось малоубедительным. И на том же заседании он выступил с масштабным планом преобразования космической отрасли.

Вначале вице-премьер обрушился с резкой критикой на Роскосмос, глава которого уже получил, кстати, выговор за июльскую аварию. Кроме того, по факту аварии при запуске ракеты-носителя уже возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 216 УК РФ. Однако проблемы отрасли, по мнению Рогозина, коренятся гораздо глубже. Свое выступление вице-премьер использовал для того, чтобы обвинить Роскосмос во всех грехах, вплоть до «перегибов» в пилотируемой космонавтике. «Зачем, кому и что мы должны доказать в пилотируемом космосе? Доказать, что наши космонавты могут быть на орбите как угодно долго? Доказали уже. Это большие деньги, зачем нам сейчас это нужно?» – вопрошал Рогозин.

Эксперты, впрочем, придерживаются другого мнения, полагая, что перспективы России, в том числе успех в разгорающейся международной «битве» за Марс и Луну, будут во многом связаны именно с необходимостью пилотируемых полетов.

В конце концов вице-премьер сделал «революционное» заявление, предложив сделать производителей космических аппаратов частью авиационной отрасли. «Практика совмещения в одном ведомстве и заказа, и производства, и приемки продукции глубоко порочна. Она рождает питательную основу для коррупции, недобросовестности, круговой поруки. Этот вопрос давно требует решения», – согласился в беседе с «НИ» профессор кафедры государственно-конфессиональных отношений МИГСУ РАНХиГС Владимир Штоль. Того же мнения придерживается и директор Центра по международной безопасности ИМЭМО РАН Алексей Арбатов, сказавший «НИ» следующее: «Существующее сейчас совмещение функций в Роскосмосе, когда заказывает продукцию и ее производит одно и то же учреждение, – такое нигде в мире не мыслимо, кроме нас. О каком контроле, в том числе расходования средств, качества, может идти речь, если заказчик и контролер – одно и то же лицо? Такая схема порождает монополизм, коррупцию, снижает качество изделий».

Однако вторая часть «плана Рогозина», предполагающая повышение надежности полетов ракет путем «наращивания им крыльев», то есть с помощью объединения космической и авиационной отраслей, вызвала у аналитиков недоумение.

«Это все равно что скрестить ежа и ужа. Сейчас идет тенденция сливать воедино авиацию и космос, в том числе в военной сфере. Однако систем, которые смогли бы из воздуха перепрыгивать в космос, пока нет, и они не скоро еще будут созданы. Объединение двух отраслей породит лишь неразбериху и усугубит проблемы, которые мы видим на примере «Протона», – полагает Алексей Арбатов.

«В настоящее время Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) уже сложилась и действует как вертикально интегрированная холдинговая структура. Сливать ее с космической отраслью, как представляется, нецелесообразно», – сказал «НИ» директор Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко. «Представляется, что Дмитрий Рогозин пытается вернуться к социалистическим методам управления, в то время как сами предприятия вынуждены работать в условиях рынка», – заметил «НИ» отраслевой аналитик Тимофей Шолтес.

Эксперты теряются в догадках, зачем вице-премьеру потребовалось «лечить» проблемы космической отрасли столь необычным способом. «Нельзя исключить, что под аккомпанемент скандала с «Протоном» вице-премьер, сейчас контролирующий космос и «оборонку», не прочь взять под свой контроль еще и гражданское авиастроение. Тем более что сейчас туда идут миллиардные средства, в том числе по линии Superjet и других проектов», – предположил в беседе с «НИ» источник в авиационной отрасли.

Опубликовано в номере «НИ» от 6 августа 2013 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: