Главная / Газета 5 Августа 2013 г. 00:00 / Экономика

Небеспочвенные опасения

Штраф за огрехи фермеров при пользовании землями сельхозназначения увеличится до полумиллиона рублей

СЕРГЕЙ ПУТИЛОВ

Два законопроекта о стимулировании собственников к эффективному использованию земель сельхозназначения внесены правительством РФ в Госдуму. Первый документ предлагает резкое повышение штрафов за то, что собственник земли не использует ее по прямому назначению или делает это недостаточно продуктивно. Второй документ предусматривает за аналогичную провинность повышение ставки земельного налога. Эксперты отмечают, что принятие столь жестких мер в «битве за урожай» ударит по фермерам, повлечет дополнительные коррупционные риски, а государство в итоге окажется вынужденным собственником большого количества неэффективных в сельском хозяйстве земель.

Первым законопроектом – «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» – предлагается изменить порядок исчисления размера административного штрафа за нецелевое использование сельхозземель. Размер последнего планируется установить в процентах от кадастровой стоимости участка, определив максимальный его предел – 500 тыс. рублей. Для граждан штраф составит от 0,3% до 0,5% кадастровой стоимости, но не менее 3 тыс. рублей, для должностных лиц – от 0,5% до 1,5%, но не менее 50 тыс. рублей, для юрлиц – от 2% до 10%, но не менее 200 тыс. рублей.

Так, в случае принятия закона размер административного штрафа за использование не по назначению, например, земельного участка площадью 100 га при кадастровой стоимости 4 руб./кв.м составит 20 тыс. руб. для граждан и 400 тыс. руб. для юридических лиц, поясняется в материалах, направленных в Госдуму. Напомним, что сегодня неиспользование земель влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тыс. до 5 тыс. рублей, на должностных лиц – от 4 тыс. до 6 тыс. рублей, на юридических лиц – от 80 тыс. до 100 тыс. рублей. Это неправильно, считают разработчики законопроекта.

Отмечается, что в 2011 году Росреестр провел более 300 тыс. проверок и выявил более 100 тыс. нарушений в сфере использования сельхозземель, а по действующему законодательству исчисление штрафов производится за один земельный участок независимо от его площади и кадастровой стоимости. Предлагаемый новый подход, по мнению правительства, обеспечит соразмерность наказания нанесенному ущербу и тяжести правонарушения. Второй законопроект – «О внесении изменений в ст. 85 ч. 1 и ст. 396 ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации» – предусматривает повышенную ставку земельного налога в 1,5% от кадастровой стоимости участка сельхозземель в случае, если такой участок используется не по назначению. Указанная ставка будет взиматься за весь налоговый период, в котором установлен факт такого нарушения.

Против нововведений, разработанных Минсельхозом, выступило Минэкономразвития (МЭР). Там предложенные штрафы считают необоснованными и чрезмерными, а их принятие, как полагают в МЭР, может крайне негативно сказаться в том числе на добросовестных аграриях. Такой вывод сделан в заключении ведомства, а Минсельхозу в нем рекомендовано переработать проект. Отмечается, что в пояснительной записке к законопроекту Минсельхоза не оказалось ни статистики по конкретным правонарушениям и собственникам неиспользуемых земель, ни расчетов предполагаемых штрафов в разных регионах и их последствий для сельхозпроизводителей.

Кроме того, предложив ускорить изъятие неиспользуемых земель, аграрное ведомство не уточнило, какими документами должно быть подтверждено это неиспользование и как его отличить от определенной стадии аграрного процесса. Некоторые культуры (например, подсолнечник и бахчевые) требуют сохранения земли под паром по несколько лет, отметило Минэкономразвития в отзыве на законопроект. В то же время предложенный размер штрафов может оказаться сопоставим со стоимостью всей посевной компании сельхозпроизводителя. На следующий год аграрию, не сумевшему в итоге засеять свои земли, как минимум предъявят новый штраф и повышенный налог, а как максимум – участки вовсе изымут. Если смотреть в перспективу, то изменение способно будет повлечь увеличение площади необрабатываемых земель и, как следствие, – отток сельского населения, коррупционные риски и сокращение инвестиций в сельское хозяйство, отметило Минэкономразвития в отзыве на законопроект.

«Одними штрафами ситуацию в сельском хозяйстве не изменить. Необходимо учитывать, что по сравнению с советскими временами объем сельского хозяйства в стране уменьшился, – сказал «НИ» главный экономист Центра развития Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики» Валерий Миронов. – Существенная часть потребностей удовлетворяется за счет импорта. В этой связи значительное количество земель используется не по назначению, например, под промышленные площадки или склады стройматериалов. Но это лучше, чем «неправильно» используемые земли просто отберут и поставят на баланс государства, где они будут простаивать без дела, вместо того чтобы приносить доход». По мнению эксперта, необходимо не повышение штрафных санкций, которые могут ударить в том числе и по добросовестным фермерам, отпугнуть инвесторов, а улучшение бизнес климата в сельском хозяйстве, снижение бюрократических барьеров при открытии фермерского дела, строительство дорог, инфраструктуры, за что в немалой степени должно нести ответственность государство.

Опубликовано в номере «НИ» от 5 августа 2013 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: