Главная / Газета 18 Июля 2013 г. 00:00 / Экономика

«Левый» поворот

Власти могут запретить использование праворульных и старых такси

АЛЕКСЕЙ АРОНОВ

В России следует запретить эксплуатацию в качестве такси автомобилей с кузовом «купе», правым рулем и машин старше 8 лет. Соответствующий проект закона внесен в Госдуму краснодарскими законодателями. Они ссылаются на местную статистику, которая говорит, что «праворукие» машины чаще становятся причиной ДТП, чем «леворукие». Правда по всей стране подобных данных не существует. Кроме того, на Дальнем Востоке практически весь автопарк – с правым рулем, напоминают эксперты. Поэтому такие ограничения если и стоит вводить, то только в привязке к конкретным регионам.

Региональные депутаты настаивают на том, что праворульные транспортные средства вообще небезопасны. Так, в прошлом году доля ДТП с их участием в Краснодарском крае составила 7,6%, при том что таких автомобилей в местном автопарке 4,2%. Для «леворуких» эти показатели равны 92,4 и 95,8% соответственно. При этом праворульные машины используются преимущественно для коммерческих перевозок. А значит, это представляет потенциальную угрозу не только для водителя, но и для пассажиров.

Помимо «нетрадиционной» обзорности автомобили с правым рулем отличаются иным распределением светового пучка фар, указывают краснодарцы. Это приводит к ослеплению встречных водителей. Также использование «праворуких» машин в режиме такси не обеспечивает надлежащего выполнения Правил дорожного движения – шоферу бывает непросто производить посадку и высадку пассажиров со стороны тротуара или обочины.

Что касается эксплуатации двух- и трехдверных автомобилей, то они, по мнению кубанских законодателей, не обеспечивают необходимый уровень комфортности и безопасности пассажиров в случае дорожного происшествия или иных форс-мажорных обстоятельств. Например, такая «конфигурация» машины препятствует экстренной эвакуации людей, сидящих на задних местах.

Одновременно в законопроекте предлагается ограничить возраст автомобиля, используемого как такси – он не должен быть больше 8 лет со дня выпуска. Это продиктовано «особенностями данного вида перевозок». Еще один момент связан с правилами работы таксомоторных парков. Депутаты указывают на то, что сегодня многие транспортные предприятия принимают заказы от «черных» таксистов, не имеющих лицензию на пассажирские перевозки.

Определенные основания для таких ограничений имеются, считает председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. Однако вводить их следует осторожно. «Я всегда был против запрета правого руля, если речь идет о частных автовладельцах, – сказал «НИ» эксперт. – Если мы говорим о такси, то тут следует исходить из интересов пассажиров. А для того чтобы их понять, следует изучить общественное мнение. Но нужно помнить, что на Дальнем Востоке 95% автопарка – это машины с правым рулем».

По мнению г-на Похмелкина, подобные запреты могут быть целесообразны в рамках отдельных регионов, но не в масштабах всей страны. В свою очередь независимый автоэксперт Сергей Асланян полагает, что в России «праворуких» машин не должно быть вообще – ни у таксистов, ни у простых автолюбителей.

Исключение нужно сделать только для коллекционных «Роллс-ройсов». «Праворульные машины появились у нас только в силу безалаберности государства и нежелания властей что-либо делать в этой сфере. Но сейчас, когда болезнь запущена, лечить ее с помощью стоп-крана – тоже не выход. Ведь наверху постоянно говорится о том, что мы защищаем права собственников и поддерживаем желание людей зарабатывать деньги. Несправедливо будет поставить владельцев праворульных автомобилей в такие условия», – полагает собеседник «НИ».

Легального такси с двумя дверями тоже быть не должно, продолжает г-н Асланян. Особенно если это «праворукая» иномарка. Однако запрещать «купе» на законодательном уровне не следует – с этим справится рынок. «Человек может вполне зарабатывать на такой машине, если он не возит цыганский табор, – подчеркивает эксперт. – Властям следует озаботиться тем, чтобы на линию не попадали транспортные средства, не соответствующие ГОСТу и нормативно-правовым актам. А одним постановлением взять и облагородить облик городского такси не получится».

Специалисты также отмечают, что достоверной статистики о том, что праворульные машины являются причиной повышенного риска на дорогах, не существует. Но это не мешает законодателям предпринимать постоянные атаки на правый руль. Правда, в условиях ВТО запретить «праворукие» автомобили будет непросто. Это будет выглядеть как лоббирование интересов российских автопроизводителей и иностранных концернов, выпускающих на территории России машины в режиме промсборки.

Опубликовано в номере «НИ» от 18 июля 2013 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: