Главная / Газета 20 Июня 2013 г. 00:00 / Экономика

Страхование без ответственности

ОСАГО и КАСКО лидируют по доле отказов в выплатах

СЕРГЕЙ ПУТИЛОВ

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) обнародовала рейтинг страховых компаний, расставив их по числу отказов в выплатах клиентам. Как показала статистика, 76,8% отказов по итогам первого квартала 2013 года пришлось на автострахование – ОСАГО и КАСКО. Данный показатель является довольно стабильным. В прошлом году количество отказов в выплатах автомобилистам составляло 77%.

Шансы водителя получить компенсацию за разбитую машину в наши дни невелики.
Шансы водителя получить компенсацию за разбитую машину в наши дни невелики.
shadow
Как отмечает ФСФР, отказы платить по полисам страхования имущества или медицинского страхования встречаются нечасто, в то время как на автострахование приходится львиная доля всех отказов. Так, за первый квартал 2013 года российские страховщики отказали автомобилистам почти 70 тыс. раз. Лидером по отказам по договорам ОСАГО среди страховщиков стала компания «Альянс», которая в прошлом году находилась на восьмом месте в рейтинге отказчиков.

По данным ведомства, в первом квартале этого года компания получила 8483 заявления о страховой выплате и в 2877 случаях вынесла отказ.Таким образом, доля отказов «Альянса» составила 34%. На втором месте с долей отказов в 13% расположилась «Национальная страховая группа». По итогам прошлого года она находилась на 15-м месте с долей всего 1%. На третьем месте – «Русская страховая транспортная компания» с долей отказов 11%. При этом лидерами по объему страховых премий ОСАГО в первом квартале стали другие компании – «Росгосстрах» (седьмое место по отказам, доля отказов 8%), «Ингосстрах» и «РЕСО-Гарантия» (обе – на девятом месте по отказам с долей 3%).

Эксперты отмечают, что в основном участились случаи невыплат по страховке участникам ДТП, а также случаи уменьшения суммы выплаты и затягивания процесса выплат. «Большая часть причин для отказа возмещать убыток по страховке надуманна, – сказал «НИ» адвокат Алексей Ащаулов. – Страховщики постоянно пытаются найти формальный мотив, чтобы отказать пострадавшему в возмещении убытка».

По словам г-на Ащаулова, «пострадавший имеет право обращаться в суд за помощью в получении страховки. Но часто автомобилисты не хотят начинать долгий судебный процесс, в результате чего страховые компании выигрывают на своих обманных отказах большие суммы денег».

Напомним, что с июня 2012 года к отношениям клиентов со страховщиками по КАСКО применяется закон «О защите прав потребителей», в результате чего судиться со страховой компанией гражданам стало проще, доступнее и выгоднее. Так, например, к делам по КАСКО теперь применяются правила об альтернативной подсудности, и иски при цене до 1 млн. суды принимают без госпошлины.

Наиболее проблемным автострахование является во многом в силу своей популярности. «Количество страховок по автомобилям в сотни раз превышает количество иных договоров страхования – имущества, здоровья, – сказал «НИ» председатель коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Константин Трапаидзе. – Кроме того, количество страховых случаев, связанных с движением по дорогам, во много раз превышает количество страховых случаев по иным видам. И, наконец, гораздо сложнее отказать в выплатах по утрате жилья в результате пожаров или стихийных бедствий, имущества, здоровья, чем по ДТП и иным страховым случаям, связанным с автотранспортом». Кроме того, по мнению экспертов, одних лишь страховщиков в злоупотреблениях винить было бы не совсем справедливо. «При страховании, например, дачи в случае пожара пожарные иногда требуют определенную мзду или долю от страховки для того, чтобы дать нужную справку, – сообщила «НИ» представитель одной страховой компании. – Иначе грозятся дать такую справку, что страховку пострадавший не получит, например, напишут, что дачу строили гастарбайтеры».

Специалисты между тем отмечают, что к страховому бизнесу в России в целом относятся с недоверием. «Нежелание производить выплаты можно назвать сутью страхового бизнеса, – сказал «НИ» инвестиционный эксперт Тимофей Шолтес. – Ведь прибыль компаний складывается из разницы между собранными страховыми премиями и произведенными выплатами. Таким образом, для повышения эффективности бизнеса компания должна уменьшать выплаты и по возможности наращивать сбор премий. Как показывает практика, цена на страховку, а значит, и размер страховой премии находится под жестким конкурентным прессингом. Значит, остается вариант только с уменьшением выплат».

Опубликовано в номере «НИ» от 20 июня 2013 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: