Главная / Газета 15 Января 2013 г. 00:00 / Экономика

Газовый «обход» не удался

Россия признала, что «Северный» и «Южный» потоки не заменят украинского рынка сбыта и транзита

СЕРГЕЙ ПУТИЛОВ

Москва и Киев будут продолжать долгосрочное сотрудничество по поставкам «голубого топлива» в Европу, несмотря на строительство дорогостоящих трубопроводов в обход Украины. С таким заявлением выступил вчера глава МИД РФ Сергей Лавров. Эксперты рассматривают примирительный жест министра как свидетельство опасений Москвы по поводу того, что «Северный» и «Южный» потоки могут оказаться не полностью востребованными европейскими странами. В этом случае сохранение украинского маршрута окажется весьма полезным.

МИХАИЛ ЗЛАТКОВСКИЙ, «НИ»
МИХАИЛ ЗЛАТКОВСКИЙ, «НИ»
shadow
По словам Сергея Лаврова, в настоящее время ведутся интенсивные переговоры относительно сотрудничества с Украиной в сфере поставок российского газа и его транзита европейским потребителям. «Двусторонние отношения стали сегодня достаточно зрелыми, чтобы придать им особый стратегический характер и развернуть в будущее на длительную перспективу», – заявил министр. Примечательно, что не далее чем в конце прошлого года президент РФ Владимир Путин уверял, что надобность России в украинской «трубе» скоро вовсе отпадет. «Я думаю, что наши украинские партнеры сделали стратегическую фундаментальную ошибку в свое время, – сказал глава государства. Мы предлагали вместе с европейцами взять в аренду газотранспортную систему Украины. Взять в аренду и одновременно взять на себя обязательства по развитию и загрузке украинской ГТС». В связи с тем что Киев отказался от этого варианта, Путин напомнил, что в скором времени будет выведен на полную мощность «Северный поток», по которому в Европу можно будет ежегодно транспортировать 55 млрд. кубометров газа. Кроме того, началось строительство «Южного потока», чья пропускная способность составит 63 млрд. кубометров. В сочетании с газом, поставляемым через Белоруссию, это, по расчетам чиновников, позволит полностью закрыть и даже превысить объемы украинского транзита. «Появится вопрос вообще о целесообразности существования ГТС Украины», – резюмировал российский лидер.

«После реализации всех запланированных «Газпромом» газотранспортных проектов – «Южный поток» с максимальной производительностью, «Северный поток» с дополнительными новыми нитками, учитывая уже имеющиеся в собственности компании транспортные мощности в Белоруссии и в Черном море, – транзитное значение Украины для экспорта российского газа будет равно нулю», – вторил Владимиру Путину официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов. Глава «Газпрома» Алексей Миллер был не менее резок в выражениях, заявив, что украинской ГТС, «по-видимому, место в музее».

Однако вскоре последовало подведение итоговых данных по экспорту российского «голубого топлива» в 2012 году. Оказалось, что указанный период стал одним из самых неудачных для «Газпрома». Если в предыдущие годы показатели добычи российского монополиста уверенно росли (в 2010 году компания добыла 508,6 млрд. кубометров газа, в 2011 году – 513 млрд. кубометров), то в прошлом году они оказались на уровне кризисного 2009 года, когда объемы добычи «Газпрома» составили 461 млрд. кубометров. Главной причиной столь резкого снижения добычи специалисты называют сокращение спроса на российский газ со стороны европейских потребителей. Объемы экспорта в дальнее зарубежье в прошлом году уменьшились на 3,5%, сообщило Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса (ЦДУ ТЭК). Экспорт в страны СНГ снизился еще более ощутимо – на 12,3%. Это связано как с неблагоприятной экономической ситуацией в Евросоюзе, так и с усиливающейся конкуренцией на европейском рынке. В том числе благодаря активно развивающимся поставкам сжиженного природного газа с Ближнего Востока. А перспектива «сланцевой революции» в США может и вовсе отодвинуть Россию на второстепенную роль в деле поставок топлива в Европу.

Между тем «Газпром» даже на фоне падения спроса продолжает вкладываться в дорогостоящие проекты вместо того, чтобы договориться об использовании уже имеющихся украинских мощностей. Только строительство «Южного потока» обойдется не менее чем в 35 млрд. долларов. Кроме того, на повышение прокачки газа в Европу через Белоруссию планируется потратить еще 2 млрд. долларов. «Сумма полных мощностей «Северного» и «Южного» потоков примерно равна пропускной способности украинской системы, – сказал «НИ» генеральный директор Экономико-правовой школы ФБК Сергей Пятенко. – Но есть множество проблем, по которым абсолютная взаимозаменяемость затруднительна. В газовой сфере всегда лучше иметь альтернативу. Тот же Лукашенко тоже может стать неуступчивым, несмотря на российскую собственность белорусской трубы».

Отраслевой аналитик Анатолий Воронин полагает, что «Газпрому» не выгодно отказываться от существующей транзитной структуры через Украину, так как создание аналога, к примеру, через Белоруссию – это не только деньги, но и время. «Украинское направление считается ненадежным, однако в данный момент оно необходимо», – уверен г-н Воронин.


«Северный поток» – магистральный газопровод между Россией и Германией, проходящий по дну Балтийского моря.
«Южный поток» – российско-итальянско-французско-немецкий проект газопровода, который пройдет по дну Черного моря из российского порта Джубга в болгарский порт Варну. Далее его две ветви пройдут через Балканский полуостров в Италию и Австрию, хотя их точные маршруты пока не утверждены.

Опубликовано в номере «НИ» от 15 января 2013 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: