Главная / Газета 10 Января 2013 г. 00:00 / Экономика

Дадут добро на ускорение

Правительство обещает устранить волокиту на таможне, но эксперты сомневаются, что это удастся

СЕРГЕЙ ПУТИЛОВ

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил стратегию развития Федеральной таможенной службы России (ФТС) до 2020 года. Согласно документу, медленная и забюрократизированная работа ведомства является одним из главных тормозов развития страны, препятствует извлечению выгод от состоявшегося недавно вступления России во Всемирную торговую организацию. Обещано, что в скором времени грузы значительно легче станут преодолевать пограничный шлагбаум. В чем эксперты, впрочем, сомневаются, учитывая косность таможенных структур, уже начавших срывать правительственные планы.

Согласно документу, предельное время проведения экспортных таможенных операций (для товаров, которые не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки) к 2018 году должно сократиться с нынешних 72 часов до 2 часов. Доля оформленных в электронном виде таможенных деклараций должна увеличиться с 40% в 2012 году до 100% уже к 2014 году. Количество документов, требуемых для перемещения товаров через госграницу РФ, по расчетам авторов стратегии, к 2018 году должно сократиться с нынешних 10 до 4 штук.

Дмитрий Медведев неоднократно критиковал деятельность таможни. Минувшим летом на выставке «Иннопром-2012» в Екатеринбурге он назвал масштабы коррупции в ФТС «запредельными». По словам премьера, «наша таможенная структура, несмотря на то что мы ее пытаемся менять лет десять, все равно остается крайне формальной, весьма затратной, весьма бюрократической и, к сожалению, очень коррумпированной. И даже пересаживание людей в разные кресла не приносит должного эффекта». В итоге Россия занимает сейчас 112-е место из 132 возможных в рейтинге Всемирного экономического форума (ВЭФ), посвященного комфортности ведения международной торговли.

Как явствует из ежегодного исследования Всемирного банка, для того чтобы груз пересек границу России, с учетом всех затяжек, в среднем уходит до 36 суток. Сбор бумажек – основная головная боль. Для импорта в РФ требуется до десяти различных документов, для экспорта – до восьми. Наша таможня требует копии контрактов, заверенные списки цен завода-поставщика, техническую документацию, подробнейшее описание груза и прочее. В результате из-за бюрократической волокиты стоимость перевоза товара через границу – одна из самых высоких в мире. Для сравнения: в Германии та же процедура занимает 7 суток, достаточно четырех документов. В Японии оформление груза занимает 10 дней, хватает трех бумажек.

Согласно утвержденной стратегии, через восемь лет ФТС должна преобразиться. Средняя скорость движения грузов через границу вырастет в пять раз, обычный срок прохождения грузов сократится до семи дней. Стоимость провоза контейнера упадет вдвое. Тем не менее, хотя реформирование ФТС в рамках правительственной «дорожной карты» должно было начаться еще в прошлом году, результаты пока нулевые. Как отмечается в мониторинге Минэкономразвития, «ожидаемого ускорения нет. Введение предварительной информации лишь имитируется путем введения данных в информационные системы вручную уже после прибытия товаров в пункт пропуска. Лишь после этого начинается ее анализ, который также частично проводится в неавтоматическом режиме. Электронный документооборот лишь дублирует бумажную волокиту. Сроки проверок на границе в целом не изменились либо даже увеличились».

Как сказал «НИ» аналитик международного финансового холдинга Анатолий Воронин, «таможня – сложный механизм, который крайне подозрительно относится к облегчению процедур. Не стоит ожидать быстрого изменения ситуации, даже несмотря на то, что сроки реализации стратегии сильно растянуты. Необходим не только переход на безбумажную технологию прохождения таможни, но и обучение персонала таможни, возможно, его замена, закупка новых программно-аппаратных комплексов. Сколько-нибудь заметных подвижек мы увидим только года через два-три. И это в лучшем случае».

По мнению юриста Константина Трапаидзе, основная проблема российской таможни в том, что «иногда непонятно, для чего она работает – чтобы помогать перемещать через границу товар и грузы или чтобы мешать этому». «Это не просто отсутствие логики, а действия, направленные на повышение «ведомственной» значимости, и, разумеется, не в интересах государства, а в личных», – считает эксперт «НИ».

Опубликовано в номере «НИ» от 10 января 2013 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: