Главная / Газета 10 Октября 2012 г. 00:00 / Экономика

Не в ту сторону

Мы утратили лидерство по покупкам автомобилей среди европейских стран

ЕВГЕНИЯ ЗУБЧЕНКО

Автомобильный рынок России, в августе ставший крупнейшим в Европе, по итогам прошлого месяца опустился на третье место, пропустив вперед Великобританию и Германию. Эксперты фиксируют замедление продаж бюджетных автомобилей, что явилось главной причиной торможения. Сыграли свою роль сезонный фактор и ожидания возможного кризиса. Аналитики рынка полагают, что ближе к новому году продажи вновь несколько активизируются благодаря традиционным скидочным акциям и распродажам.

Спрос на автомобили в России не мог быть вечным, мы вновь уступили британцам и немцам.<br>Фото: EPA
Спрос на автомобили в России не мог быть вечным, мы вновь уступили британцам и немцам.
Фото: EPA
shadow
Согласно цифрам, полученным агентством «Автостат» в национальных ассоциациях автопроизводителей Европы, лидером по реализации автомобилей в прошлом месяце стала Великобритания. Рынок этой страны вырос на 8,2% до 359,6 тыс. машин. Для Великобритании это стандартная ситуация: на первый осенний месяц традиционно приходится всплеск продаж, при этом сентябрьский результат оказался почти на 8% выше прогнозов. На втором месте оказалась Германия с показателем 250 тыс. проданных автомобилей, что, впрочем, на 10,9% меньше, чем было продано в сентябре годом ранее. Как отмечают в Ассоциации автомобильной промышленности Германии (VDA), отрицательный результат обусловлен, в частности, повышением цен на топливо.

Наша страна, как и прогнозировали «НИ», после нескольких месяцев уверенного лидерства опустилась на третью строчку европейского рейтинга. По оценкам «Автостата», продажи легковых автомобилей в прошлом месяце составили около 243 тыс. единиц. Далее следует Франция, где падение автопродаж фиксируется одиннадцатый месяц подряд – в сентябре на 18,3% до 136,8 тыс. машин. Замыкает пятерку Италия с показателем 109,1 тыс. проданных автомобилей (-25,7%), что соответствует уровню 1978(!) года. Падение авторынка, которое десятый месяц подряд исчисляется двузначными величинами, в Итальянской ассоциации автопроизводителей (ANFIA), как и в Германии, связывают с продолжающимся повышением цен на топливо. Кроме того, в последнее время Италия все чаще оказывается в списке стран, которым в ближайшее время может потребоваться международная финансовая помощь.

В России продажи легковых автомобилей по итогам сентября выросли на 10,2% по отношению к сентябрю 2011 года, рассказал «НИ» аналитик авторынка Кирилл Маркин. Несмотря на рост, это худший показатель с начала 2012 года. «Впрочем, такая динамика была ожидаема, – поясняет эксперт. – В сентябре люди либо возвращаются домой из летних отпусков, либо, напротив, как раз планируют отдых. В обоих случаях потребитель не готов совершать крупные покупки». По наблюдениям нашего собеседника, подобная динамика наблюдается ежегодно, то есть речь идет о сезонном замедлении продаж. «Но ближе к концу ноября – декабрю ситуация должна поменяться, – полагает он. – Предновогодние акции, как правило, позволяют существенно улучшить продажи».

На днях свои данные представила и Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) в России. По статистике организации продажи по сравнению с августом выросли на 10%. Вместе с тем нельзя не отметить, что спрос на большинство популярных брендов замедлился, а в ряде случаев наблюдалось даже его падение. По словам г-на Маркина, из-за прекращения программ утилизации в первую очередь это коснулось бюджетных автомобилей. «Массовые бюджетные легковые автомобили, в частности Lada, продолжают терять свои позиции, а следовательно, и в абсолютных величинах рынок сокращается», – поясняет собеседник «НИ». Отчасти это объясняется проблемами мировой экономики и общим ощущением приближающегося кризиса у российских потребителей. Однако исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов предлагает иную версию. «Хотел бы напомнить, что в прошлом году рынок рос более высокими, чем обычно, темпами, – рассказал он «НИ». – Сначала в январе 2011 года машин продавалось мало, а в январе 2012 года, напротив, больше. Но уже летом и осенью прошлого года цифры продаж были достаточно большими, поэтому сейчас темпы прироста снижаются. Мы выходим на тот объем рынка, который соответствует нашей экономике, то есть около трех миллионов автомобилей в год плюс-минус 100–200 тысяч. И такие объемы продаж будут держаться долго».

Опубликовано в номере «НИ» от 10 октября 2012 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: