Главная / Газета 1 Октября 2012 г. 00:00 / Экономика

Мимо кассы?

Россияне побаиваются терминалов, поэтому осваивают другие способы оплаты

ЕВГЕНИЯ ЗУБЧЕНКО

По данным опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ), на сегодняшний день терминалами для совершения регулярных платежей пользуется только треть населения страны. Объясняется это чаще всего элементарным неумением, а также недоверием к этим устройствам и высокими комиссиями. Впрочем, эксперты не видят здесь большой проблемы, поскольку россияне активно осваивают другие современные методы платежных операций.

Электронные терминалы еще не стали большими друзьями населения.<br>Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
Электронные терминалы еще не стали большими друзьями населения.
Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
shadow
Аналитики НАФИ отмечают, что доля граждан, совершающих различные регулярные платежи (оплата услуг ЖКХ, телефона, штрафов, кредитов), за прошедшие полтора года выросла с 39 до 67%. При этом количество тех, кто осуществляет эти платежи через платежные терминалы, осталась неизменной: это треть россиян.

Те, кто терминалами не пользуется, чаще всего объясняют свое игнорирование этого электронного устройства тем, что просто не знают, как им оперировать. И доля таких людей по сравнению с прошлым годом заметно выросла: с 14 до 21%. Еще 20% (18% в 2011 году) признаются, что не доверяют этим устройствам, поскольку не уверены в их надежности.

О неумении пользоваться терминалами чаще говорят люди старшего поколения, а вот недоверие упоминают и те, кому от 25 до 34 лет. К тому же за последний год повысилась значимость такого сдерживающего фактора, как размер комиссии по платежу. Так, более чем в два раза выросла доля тех, кто считает комиссию за совершение платежа в терминалах высокой: с 8% в прошлом году до 18% в нынешнем. И чаще такой точки зрения придерживаются россияне средней возрастной группы (от 25 до 44 лет). Отказываются пользоваться терминалами по причине низкой информированности о возможности совершать платежи таким способом или из-за их отсутствия вблизи дома или работы не более 13% граждан.

Терминалы как способ оплаты различных услуг занимают в рейтинге предпочтений россиян третье место. Так, по данным НАФИ, на первом месте находятся кассы в банковских отделениях. Впрочем, доля населения, совершающих оплату таким способом, по сравнению с прошлым годом сократилась на 13%: если в апреле 2011 года такой способ оплаты выбирали 68%, то в августе этого года уже 55%. Через «Почту России» и терминалы оплачивают услуги 34% и 32% граждан соответственно.

Примечательно, что по сравнению с апрелем 2011 года популярность терминалов несколько снизилась: с 35% до 32%. Также стало меньше тех, кто оплачивает услуги через банкоматы: с 35% до 31%. Кроме того, согласно исследованиям специалистов НАФИ, уровень пользования дистанционными каналами осуществления платежей остается минимальным. Так, банковской картой через Интернет платят не более 5% опрошенных, электронными деньгами (Webmoney, Яндекс-деньги) – 3%, а со счета мобильного телефона – 2%.

Однако другие эксперты с этими цифрами не соглашаются категорически. «Наши исследования не выявляют подобной тенденции, напротив, популярность Интернета растет лавинообразно, – сказал «НИ» старший научный сотрудник Института социологии РАН Леонтий Бызов. – Люди осваивают новые возможности и, что важно, уже не просто изучают новости или скачивают музыку, а активно осваивают различные формы финансовых операций. По нашим данным, на сегодняшний день 11–12% россиян осуществляют финансовые операции через Интернет».

Слова социолога подтверждаются и другими исследованиями. Всероссийский центр изучения общественного мнения в своем сентябрьском опросе констатирует: в настоящий момент пользователями Интернета являются уже 60% россиян, причем 40% выходят в Сеть ежедневно (год назад – 30%). В этом контексте было бы странно, если бы люди не начали осваивать финансовые операции, что как раз и происходит.

Августовское исследование Фонда «Общественное мнение» (ФОМ) показало, что сегодня уже 13% россиян пользуются интернет-банком. Три четверти потребителей услуги оплачивали с ее помощью мобильную связь, Интернет и телевидение. Примерно половина потребителей просматривали информацию о текущем счете, платили за услуги ЖКХ или переводили деньги со счета на счет. Согласно исследованию холдинга Ромир, почти половина (46%) жителей российских городов регулярно пользуются банковскими услугами в Интернете. Наиболее популярные сервисы – оплата ЖКХ, управление счетами и денежные переводы.

Если говорить о населении в целом, то здесь виден резкий скачок с 33% в апреле до 42% в ноябре. В НАФИ это объясняют тем, что при выборе способа совершения платежей значительную роль играет доступность того или иного канала. «Мы видим, что популярность операций с использованием современных технологий растет, и эта тенденция носит фундаментальный характер», – пояснил «НИ» эксперт Леонтий Бызов.

Опубликовано в номере «НИ» от 1 октября 2012 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: