Главная / Газета 16 Августа 2012 г. 00:00 / Экономика

Идут на убыль

«АвтоВАЗ» демонстрирует рекордно низкие показатели

СЕРГЕЙ ПУТИЛОВ

Убыток крупнейшего российского производителя легковых автомобилей – «АвтоВАЗа» – по итогам первого полугодия составил 469 млн. руб. против прибыли в размере 2,06 млрд. руб. за аналогичный период прошлого года. Такие нерадостные показатели приводятся в отчете компании. Эксперты видят причину в окончании программы утилизации «автохлама» и неудачном старте новой модели LADA Granta. Вместе с тем продажи иномарок в России достигли рекордно высоких показателей.

Ни старые, ни новые модели не спасают российский автогигант от поражения в борьбе за клиента.
Ни старые, ни новые модели не спасают российский автогигант от поражения в борьбе за клиента.
shadow
На получение убытка по итогам шести месяцев 2012 года повлияло снижение рентабельности продаж автомобилей, отмечается в отчете предприятия. Примечательно, что доля «АвтоВАЗа» в денежном выражении опустилась до исторического минимума. За полгода рынок легковых автомобилей вырос на 32,1% – до 1 трлн. руб., при этом на долю тольяттинского автогиганта пришлось всего 79,19 млрд. руб., то есть 7,5% продаж. Объем продаж других российских брендов составил в общей сложности около 8,75 млрд. руб. Таким образом, в совокупности доля отечественного автопрома на внутреннем рынке составила всего 8,27%. Что касается «АвтоВАЗа», то 7,5% – это самый низкий показатель за всю историю компании. Даже в кризисном 2009 году он не опускался ниже 9%.

«С начала года наметилась тенденция к снижению продаж автомобилей отечественного производства, в первую очередь это касается продукции «АвтоВАЗа», – сообщил «НИ» директор департамента аналитики и развития крупной страховой компании Кирилл Варламов. – Продажи Lada в первом полугодии 2012 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизились на 14%, в то время как ровно год назад рост продаж составлял 31%. Основная причина снижения спроса – это прекращение программы утилизации автомобилей. Если в прошлом году приобреталось много так называемой ВАЗовской классики, то сейчас продажи практически остановились, покупатель переориентировался на другие марки, в основном зарубежных производителей. Сильно растут бюджетные Chery, среднебюджетные Volkswagen».

В самой компании убытки объясняют изменением структуры модельного ряда концерна – выпуск классических моделей Lada прекратился, а новые модели только выходят на рынок. По мере роста производства результаты будут улучшаться, заверяют в «АвтоВАЗе». Самой популярной «Ладой» в России в первом полугодии осталась Kalina, несмотря на сокращение продаж данного семейства на 7% (67 тыс. 532 машины). На втором месте расположилась флагманская модель компании – Priora, ее продажи снизились на 12,8% (59 тыс. 541 машина). Третью строчку рейтинга занял новейший бюджетный седан Lada Granta (45 тыс. 131 машина). Однако старт бюджетной новинки, на которую сделал ставку завод, оказался весьма трудным.

Как признался недавно президент «АвтоВАЗа» Игорь Комаров, Lada Granta принесла своему производителю убыток в размере 600 млн. руб. По оценке производителя, причина кроется в завышении цен дилерами за счет установки дополнительного оборудования и продажи мест в искусственно создаваемых очередях на автомобиль. Покупатели вынуждены переплачивать за машину и теряют время в ожидании очереди. Однако примечательно и то, что из первых же сошедших с конвейера 1023 автомобилей более 600 сразу попали под отзыв. Основная проблема – недостаточная герметичность щита, отделяющего моторный отсек от салона, в зоне выхода жгута проводов. Представители компании заявляют, что принято решение о внедрении дополнительного герметизирующего бандажа на жгуте проводов.

Каковыми бы ни были причины, впору говорить о системном кризисе предприятия, выживающего преимущественно за счет господдержки, что показало прекращение программы утилизации автомобилей. «АвтоВАЗ» вложился в переоборудование мощностей завода под выпуск новой модели Lada Granta, однако бюджетная новинка не оправдала возложенных на нее надежд сразу же после запуска серийного производства, – сказал «НИ» директор по развитию компании, занимающейся охранными системами, Глеб Славутский. – Падение прибыли можно объяснить также завершением программы утилизации старых автомобилей. Кроме того, образовавшийся в годы кризиса отложенный спрос уже практически удовлетворен. Внутренние проблемы «АвтоВАЗа» – высокие издержки производства, хищения, отсутствие стратегии – также не способствуют его процветанию. По пессимистичному сценарию развития ситуации, уже к 2014 году компания может оказаться на грани банкротства».

Одновременно иномарки в России побили исторический рекорд продаж по итогам июня. По данным холдинга «Атлант-М», в первом полугодии 2012 года российский рынок иностранных автомобилей превзошел показатели докризисного периода 2008 года – было продано почти два млн. машин, в то время как за первые полгода 2008-го – чуть более 1,5 млн.

Опубликовано в номере «НИ» от 16 августа 2012 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: