Главная / Газета 26 Июля 2012 г. 00:00 / Экономика

С большой дороги

Генпрокуратура будет противостоять хищениям и коррупции при строительстве автотрасс

АРФИ ГЕВОРКЯН

Сферу дорожного строительства в стране проверят прокуроры. В частности, Генпрокуратура РФ обещает разобраться с необоснованным завышением цен, хищением бюджетных средств и отсутствием контроля над соответствием выполненных работ проектной документации. Эксперты подтверждают наличие всех перечисленных проблем в отрасли, однако сомневаются в эффективности проверки. По их мнению, она является формальностью, без которой нельзя было обойтись после обрушения во Владивостоке стены, по которой проложена новая трасса, ведущая к тому месту, где состоится саммит АТЭС.

МИХАИЛ ЗЛАТКОВСКИЙ, «НИ»
МИХАИЛ ЗЛАТКОВСКИЙ, «НИ»
shadow
Генпрокуратура решила наведаться на рынок дорожного строительства. Сотрудники ведомства по всей стране проверят соответствие автомобильных дорог федерального, регионального, межмуниципального и местного значения требованиям госстандартов и проектной документации. Чем вызвана проверка, в пресс-службе прокуратуры объяснить не смогли, однако в официальном пресс-релизе надзорного органа сообщается, что особое внимание его сотрудников будет уделено исполнению требований законодательства о госзакупках, а также целевому использованию бюджетных средств. «Дорожное строительство зачастую осуществляется с нарушениями федерального законодательства, допускается необоснованное завышение цен, хищения бюджетных средств, отсутствует контроль за соответствием выполненных работ проектной документации, не исключены коррупционные составляющие», – говорится в пресс-релизе.

В качестве примера можно привести расследования об исчезновении более 843 млн. руб., выделенных на строительство трассы в Ямало-Ненецком округе, а также о хищении более 1 млрд. руб. при строительстве кольцевой дороги в Петербурге. Нередко нарушители, уличенные в преступлении, отделываются административными штрафами. В частности, глава администрации Калтанского округа Кемеровской области, который вне конкурса заключил контракт на ремонт автодороги на сумму около 50 млн. руб. Правда, размер штрафа, на который «попал» чиновник, в сообщении Генпрокуратуры не указан.

Научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин сомневается, что прокурорам под силу объективный и профессиональный анализ оценки стоимости заказа. «Километр четырехполосной дороги может стоить и восемь миллионов долларов, и 40 миллионов долларов. И обе суммы могут быть потрачены по назначению», – говорит эксперт. Разная стоимость может быть обусловлена климатическими особенностями региона или тем, в какой местности прокладывается трасса – населенной или нет. Если при реализации проекта приходится сносить, к примеру, дома, в стоимость дороги может быть заложено также расселение жильцов.

По словам Михаила Блинкина, нарушения закона о госзакупках в сфере дорожного строительства ничем особенным не отличаются. Чаще всего, по его мнению, схемы универсальные для всех сфер. С данным утверждением не соглашается координатор проекта «Роспил» Константин Калмыков. По его оценкам, самые дорогие заказы сосредоточены в дорожном строительстве. «Большая часть разворованного через госзакупки приходится именно на дорожное строительство», – уверяет «НИ» г-н Калмыков. Нарушения, которые изучает «Роспил», связаны с оформлением документации торгов. «Чаще всего заказчик в опубликованных документах совмещает проектные и строительные работы, – поясняет эксперт. – Чтобы по конкурсу «протащить» нужную компанию, заказчик указывает достаточно размытые требования к необходимому опыту работы».

Что касается эффективности готовящихся прокурорских проверок, то они, по мнению координатора «Роспила», носят формальный характер. «Время от времени подобные проверки устраиваются, – продолжает собеседник «НИ». – Чаще всего они связаны с политическими заявлениями или ведутся после громких нарушений, как было во Владивостоке, когда обрушилась дорога. Только в таких случаях начинается «возня», но она по опыту прошлых лет часто ничем не заканчивается». Напомним, что в июне во Владивостоке на строящихся объектах саммита АТЭС начались проблемы. Там разрушилась габионная стена высотой около 30 метров. По ней проложена новая трасса, по которой можно проехать к месту проведения саммита АТЭС. «Автор» обрушившейся дороги не понес ответственности за случившееся и по-прежнему отвечает за дороги Приморья.

Опубликовано в номере «НИ» от 26 июля 2012 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: