Главная / Газета 17 Апреля 2012 г. 00:00 / Экономика

Вниз по наклонной

Российский авторынок опустился на третье место в европейском рейтинге

ЕВГЕНИЯ ЗУБЧЕНКО

Согласно свежей статистике, автомобильный рынок России, который в феврале стал вторым по величине в Европе, по итогам прошлого месяца оказался на третьем месте в «европейском первенстве». Вперед вышли Великобритания и Германия. Вместе с тем российские потребители стали тратить больше денег на покупку авто: в первом квартале они выложили на покупку новых легковых машин 17,1 млрд. долларов против 11,5 млрд. в первом квартале года минувшего.

МИХАИЛ ЗЛАТКОВСКИЙ, «НИ»
МИХАИЛ ЗЛАТКОВСКИЙ, «НИ»
shadow
По данным, полученным аналитическим агентством «Автостат» в национальных ассоциациях автопроизводителей, лидером по реализации автомобилей в марте стала Великобритания – авторынок этой страны увеличился на 1,8% и составил 372,8 тыс. машин. Замгендиректора «Автостата» Сергей Удалов поясняет, что причина нашего ухода со второго места на третье вовсе не в нас, а как раз в том, что у Великобритании «все очень хорошо». «Сейчас в Великобритании мы наблюдаем ярко выраженную сезонность рынка, – пояснил эксперт «НИ». – То есть именно в этот период там идут очень активные продажи, поскольку люди чаще всего предпочитают приобретать новые машины в определенные два месяца – март и апрель».

Как отмечают в Британском обществе автопроизводителей и автодилеров (SMMT), на март традиционно приходится наибольший показатель месячных продаж, однако в 2012 году он даже вырос со средних 18% до 19,4% от годового объема. Соответственно Германия опустилась на второе место по объему автопродаж в Европе: по итогам марта здесь было реализовано 339,1 тыс. легковых машин (+3,4%).

В нашей стране продажи легковых автомобилей составили 238,2 тыс. единиц (+14%). На четвертом месте идет Франция, где продажи демонстрируют падение пятый месяц подряд – в марте оно оставило 21,9% до 233,5 тыс. машин. Замыкает пятерку Италия с показателем 138,1 тыс. проданных автомобилей (-26,7%).

Заметим, что, согласно цифрам Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), представленным чуть ранее, в марте продажи новых легковых автомобилей в России выросли на 13% против 25% в феврале. Таким образом, и европейцы зафиксировали резкое замедление нашего рынка. Г-н Удалов объясняет это эффектом высокой базы прошлого года. «Что касается России, то можно спрогнозировать, что в процентном соотношении мы будем видеть уменьшение роста продаж по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, – убежден он. – Мы и сейчас наблюдаем заниженный рост. Причина в том, что в предыдущие годы рынок очень активно восстанавливался, поэтому на этом фоне мы и видим снижение. Тем не менее объемы продаж будут хорошими».

Согласно подсчетам, в первом квартале россияне потратили на покупку новых легковых автомобилей 17,1 млрд. долларов. Это на 48% больше, чем в первом квартале 2011 года, когда россияне расстались с 11,5 млрд. долларов. При этом почти 92% выручки (15,6 млрд. долларов) собрали дилеры иномарок. И лишь 8% пришлось на долю отечественных автомобилей.

Большая часть выручки достается продавцам Москвы и области – 23,7% (3,9 млрд. долларов); Санкт-Петербург, включая Ленинградскую область, занимает 6,1% рынка (1 млрд. долларов). На третьем месте – Республика Татарстан с долей 4,4% (750 млн.). Следом идут Тюменская область 3,9% (658 млн.) и Краснодарский край 3,7% (637 млн.). В ТОП-10 регионов по выручке на российском рынке входят также Свердловская область, Башкортостан, Самарская, Челябинская и Нижегородская области.

По словам Сергея Удалова, на столь существенный рост суммы повлияло несколько факторов. С одной стороны, вырос объем продаж, но все же большую роль сыграла ценовая переориентация покупателей. «В январе-феврале прошлого года на рынке еще было много дешевых отечественных марок, которые уже сняты с производства, – пояснил г-н Удалов. – Поэтому потребитель, так или иначе, переориентировался на более высокую ценовую категорию». В частности, недавно стало известно, что «АвтоВАЗ» решил окончательно прекратить производство классической модели Lada 2107, которая всегда была очень популярной из-за своей низкой цены. «Также сейчас с рынка «ушли» модели некоторых иностранных бюджетных автомобилей, – поясняет эксперт. – Помимо прочего среди причин я бы также назвал и изменение курса доллара по сравнению с прошлым годом».


В США НАСТУПИЛ СЕЗОН ОБНОВЛЕНИЯ СЕМЕЙНЫХ АВТОПАРКОВ
Снижение уровня безработицы и низкие процентные ставки по автокредитам способствовали тому, что в первом квартале текущего года автомобильная промышленность Америки установила рекорд. Продажа всех видов легковых машин за этот период повысилась в сравнении с прошлогодними данными на 18%. Этот скачок превысил даже показатели четырехлетней давности – в период, предшествовавший финансовому кризису.
Жители США по мере своих финансовых возможностей стараются сейчас избавляться от старых машин, даже купленных ими года три назад, ибо еще тогда в производстве применялись, как теперь говорят, «старые» двигатели. Теперь же они предпочитают приобретать автомобили с более экономным расходом бензина, чем это было в прошлые годы.
Рекордсменом по продаже новых машин с низким уровнем расхода бензина в минувшем квартале этого года стала фирма «Крайслер». Ее продажи за три месяца 2012 года подскочили на 34%. В целом же продажи трех ведущих американских автопроизводителей – «Крайслер», «Дженерал Моторс» и «Форд» – в минувшем 2011 году составили 12,7 млн. машин, на 1,2 млн. больше, чем ими же было продано в 2010 году.
В настоящее время на долю каждой американской семьи приходится по две с половиной машины. А 75% американцев ездят на работу на своих собственных автомобилях.
Борис ВИНОКУР, Чикаго

Опубликовано в номере «НИ» от 17 апреля 2012 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: