Главная / Газета 14 Марта 2012 г. 00:00 / Экономика

Жизнь после выборов

Какую экономику получит новый президент России

ЕВГЕНИЯ ЗУБЧЕНКО

В начале мая, как известно, состоится инаугурация новоизбранного главы государства. После окончания торжеств президент окажется лицом к лицу с серьезными экономическими вызовами. Искусственные меры для снижения общественной напряженности, принятые на период избирательной кампании, перестанут действовать, и страна особенно остро ощутит все болевые точки нашей экономики – коррупцию, зависимость от цен на нефть, отсутствие рыночной конкуренции и четкой социальной политики. И тогда Владимир Путин будет поставлен перед конкретным выбором – проводить и дальше «косметический ремонт» в виде налоговой реформы и поиска дополнительных источников доходов или все-таки решить такие фундаментальные проблемы, как обеспечение прозрачности правоприменительной практики, устранение бюрократических препон и снижение роли государства в экономике.

Экономика России преподнесет еще немало сюрпризов.<br>Фото: ДМИТРИЙ ХРУПОВ
Экономика России преподнесет еще немало сюрпризов.
Фото: ДМИТРИЙ ХРУПОВ
shadow
Недавно в известном экономическом издании The Wall Street Journal был опубликован материал, посвященный тому, с какими вызовами предстоит столкнуться новоизбранному президенту России. Как утверждают журналисты, основные споры в российском правительстве сейчас ведутся о том, как урезать расходную часть и повысить доходы бюджета. Издание ссылается на нового министра финансов Антона Силуанова, который сказал, что перед правительством стоит трудный выбор: повышать налоги или больше брать взаймы? Оба варианта могут привести к ухудшению финансового положения нашей страны, что повышает риски для инвесторов.

Аналитик макроэкономического сектора Антон Сафонов полагает, что с учетом огромного ненефтегазового дефицита бюджета (дефицит бюджета без учета доходов от нефти и газа), который в 2013 году планируется на уровне 10,3% ВВП (для сравнения: в 2007 году он был равен 5,3% от ВВП), России необходимы источники дополнительных доходов. Недооценивать эту проблему нельзя, ведь при таком дефиците резкое падение цен на нефть может грозить неисполнением бюджета. Всемирный банк рекомендовал восстановить ограничения на использование нефтегазовых средств и держать ненефтегазовый бюджет в районе около 4% ВВП, но эта рекомендация не была услышана. За несколько дней до своего ухода из правительства экс-министр финансов России Алексей Кудрин также обратил внимание на критически высокий дефицит. «Я бы сказал, что этот ненефтегазовый дефицит на 4–5% выше нормального, умеренного уровня», – заметил тогда г-н Кудрин. По сути, если грянет кризис, все, что мы можем сделать, – это лишь сидеть и надеяться на то, что цены на нефть не упадут или же упадут, но не сильно. Былой «подушки безопасности», что была у нас перед кризисом, сейчас, увы, уже нет.

«Именно поэтому увеличение налогов так необходимо для пополнения бюджета, – говорит «НИ» г-н Сафонов. – Собираемость налогов далека от идеала, поэтому введение новых поборов без реформирования и модернизации налоговой системы вообще не будет иметь большого смысла. Кроме того, рост данной нагрузки может привести к массовому уходу «в тень», что еще больше снизит налоговые поступления, поэтому «налоговый маневр» действительно необходим». Помимо прочего, по словам эксперта, одна из задач «маневра» заключается в том, чтобы сделать систему налогообложения в России более привлекательной для инвесторов, потому что это позволит более успешно конкурировать с другими странами Таможенного союза. Но, как считает г-н Сафонов, сама по себе налоговая реформа может включать в себя очень много изменений. «В частности, неоднократно заявлялось, что планируется снижать налоги на труд и капитал, а вот на потребление они будут повышаться, – поясняет эксперт. – Речь в первую очередь о дополнительном росте акцизов на табак и алкоголь, кроме того, возможно изменение ставок НДС, а также введение нового механизма социальных налогов. В СМИ появлялась информация о том, что в случае отказа от сокращения расходов на оборону, госаппарат или правоохранительные органы правительство вынуждено будет повышать доходную часть бюджета, а для этого рассматривается возможность увеличения НДС на 2% или даже на 4%, введение прогрессивной шкалы подоходного налога, возврат ставки страховых взносов на уровень 34% и т.д.».

Помимо повышения налогов россиян могут ожидать и другие «сюрпризы» после выборов. Экономисты Goldman Sachs полагают, что если первая половина года в плане инфляции будет благоприятной, то во второй цены начнут разгоняться. По их расчетам, в ближайшие шесть месяцев рубль укрепится к бивалютной корзине до 33–33,5 руб. с нынешних 33,69 руб., что поможет сдержать инфляцию, которая, однако, вновь начнет расти в середине года. Достигнуть заявленной цели по годовой инфляции – 5–6% – никак не удастся, считают экономисты Goldman Sachs. Хотя до мая она вряд ли превысит 4,5%, но летом-осенью тенденция поменяется.

Дело в том, что действие многих разгоняющих инфляцию факторов власти перенесли во времени, чтобы не раздражать население накануне выборов. К примеру, повышение тарифов ЖКХ, которое всегда портило россиянам новогодние праздники, на этот раз произойдет летом. После инаугурации и тарифы природных монополий будут разморожены, что повлечет рост цен на газ-воду-электричество-бензин. «Иссякнет эффект сравнения с высокой инфляцией начала прошлого года», – по-научному описывают эту ситуацию аналитики.

С учетом высоких цен на нефть будут расти расходы бюджета, и, как полагает, Антон Сафонов, инфляционное давление будет усиливаться. По словам аналитика, в среднем по году уровень повышения тарифов ЖКХ озвучен на уровне в 5,85%, то есть рост тарифов действительно имеет шансы стать ниже уровня годовой инфляции. «Но обозначенные темпы увеличения тарифов не учитывают удорожания газа, поэтому расходы потребителей вырастут существеннее, соответственно усилится инфляционное давление, – говорит г-н Сафонов. – Ведь на европейской части России большая доля выработки теплоэнергии происходит за счет газа».

По мнению эксперта, уже в конце апреля будет заметно недельное ускорение темпов инфляции: они будут находиться на уровне 0,15–0,2%, что дает месячные уровни около 0,7%. «Дальнейший рост цен в связи с повышением тарифов начнется уже в августе-сентябре, что предполагает его темпы около 1–1,5% в месяц, без учета традиционного снижения цен на плодоовощную продукцию, – продолжил Антон Сафонов. – Но даже в этом случае темпы роста инфляции по итогам года составят 6,5–7%».

По мнению аналитиков Института глобализации и социальных исследований, когда закончится первая волна протестов, власти попытаются выиграть время, увеличив социальные расходы, но к осени политический кризис вновь обострится.

Политика, которая проводится в социальной сфере, все больше расходится с объективными потребностями людей, что вызывает у россиян все больше раздражения, утверждает руководитель Центра социального анализа ИГСО Анна Очкина. Поэтому почва для массовых протестов уже создана. «Рассмотрим ситуацию на примере сферы образования, – предлагает собеседница «НИ». – Главный тренд – сделать образование узкоспециализированным, убрать из него фундаментальную составляющую, максимально подточить его к спросу на рынке труда. Все, что сверх, будет либо платным, либо просто уйдет, поскольку не найдет спроса. Под это уже создана правовая основа. Это не устраивает людей. Но, по сути, тенденция всех реформ социальной сферы именно такая: предоставить по минимуму».

По словам г-жи Очкиной, речь идет об англоамериканской модели социальной политики, когда защита низов предполагается, но в виде элементарной адресной помощи, все остальное – на рыночных основаниях. «В наших реалиях это означает консервацию бедности: мы вам даем пособие, пока вы бедны, если вы сделали малюсенький шаг и получили работу, где вы получаете на два рубля больше, вы останетесь бедными, но пособия лишитесь», – поясняет аналитик.

Помимо «сиюминутных» проблем, на которые властям придется срочно реагировать, существуют и фундаментальные вопросы. Дэвид Грэй, управляющий партнер PricewaterhouseCoopers в России, полагает, что сегодня основные экономические проблемы, стоящие перед новым правительством, можно суммировать в виде вопросов, самым важным из которых является следующий: «Как мы можем модернизировать и диверсифицировать экономику?» И «Как сделать Россию более привлекательным местом для инвестиций и ведения бизнеса?». Ответы на второй вопрос во многом принципиально важны для ответа на первый.

«На практике сложность стоящих перед правительством задач будет в значительной мере определяться направлением и волатильностью цен на сырье, – объяснил «НИ» аналитик. – Тем не менее этот факт не должен заслонять собой важность более широких структурных задач, которые стоят перед российской экономикой. К ним в первую очередь следует отнести необходимость обеспечения прозрачности правоприменительной практики, продолжения работы по устранению бюрократических препон в сфере бизнеса, искоренения коррупции и снижения роли государства в экономике».

Грэй уверен, что в России необходимо продолжать работу по исправлению негативных демографических тенденций и решать масштабные задачи по замене или модернизации инфраструктуры, особенно в сфере образования и транспорта. Для всего этого требуется большая политическая воля, и политический опыт, и знания для достижения реального, существенного прогресса. Но вот как раз с первым и вторым у наших властей могут возникнуть сложности.

Аналитик крупной ИК Александр Потавин полагает, что в ближайшие месяцы после выборов властям будет не до реформ, поэтому многие «замороженные» до выборов проблемы так и останутся не решенными. «Действительно, для того чтобы разморозить реформы в пенсионной системе, в налогообложении и в целом в экономике нужна политическая воля, – пояснил «НИ» эксперт. – Думаю, какое-то время после выборов страна будет находиться во власти митингов несистемной оппозиции, естественно, власти постараются в это время хотя бы на словах показать корректировку политического курса. Но, по сути, властям в первые несколько месяцев после выборов будет не до экономики. Когда страна будет бурлить по итогам выборов нового президента, вводить какие-либо экономические новации будет просто опасно». Помимо политических волнений есть и другие факторы, которые не отодвигают проведение реформ в далекое будущее. Это клановость вертикали власти и желание сохранить текущее положение вещей с учетом высоких цен на нефть», – с сожалением подытожил г-н Потавин.

Опубликовано в номере «НИ» от 14 марта 2012 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: