Главная / Газета 14 Марта 2012 г. 00:00 / Экономика

Богатые тоже платят

Россияне не прочь обложить обладателей эксклюзивных мобильных телефонов дополнительным налогом

АРФИ ГЕВОРКЯН

Что есть роскошь в современных российских условиях? Как меняется понятие о роскоши в зависимости от региона страны? Нужно ли, чтобы богачи «оплачивали» свое богатство, отдавая в казну больше, чем обычные граждане? Эти темы обсуждали вчера участники встречи в РСПП, посвященной подготовке законопроекта о налоге на роскошь.

Роскошь – не яхта, а мобильный телефон.
Роскошь – не яхта, а мобильный телефон.
shadow
Терминологической формы определения роскоши как таковой нет, и было бы неплохо для начала определить «норму достатка». С этого тезиса начал встречу директор Центра социологического и политологического образования РАН Александр Согомонов. «Да, можно рассчитать социальную норму, – согласился эксперт. – Каждый регион у себя может ее рассчитать. Но будет ли она являться нормой достатка?»

Население, впрочем, с ответом на поставленный ребром вопрос г-на Согомонова не мучается. Аналитики ВЦИОМ поделились «народным» мнением относительно определения предметов роскоши. Оказалось, что большинство россиян относят к ним личные воздушные и водные виды транспорта, элитное жилье, большие земельные участки и острова.

«80% опрошенных жителей Владивостока к предметам роскоши относят коттеджи, виллы и большие квартиры, – представила результаты опроса PR-директор ВЦИОМ Ольга Каменчук. – В Воронеже те же 80% респондентов понимают под роскошью личные самолеты, вертолеты, яхты. Антиквариат, драгоценности, картины попадают в категорию роскошного имущества у жителей Твери и Мурманска».

Региональная специфика, по словам г-жи Каменчук, проявилась в Красноярске, где у 46% опрошенных роскошь ассоциируется с большим капиталом, банковскими накоплениями и ценными бумагами. Интересно, что практически ни один из опрошенных регионов не отнес к предметам роскоши дорогие автомобили, зато в списке у мурманчан оказались эксклюзивные мобильные телефоны, дорогая мебель и даже одежда.

С критериями «роскоши», данными в законопроекте о налоге на роскошь, разработанном в 2010 году, каждый второй россиянин согласился. Документ предлагал считать роскошью «жилые дома, квартиры, земельные участки стоимостью от 15 млн. руб., автомобили, самолеты, вертолеты, яхты, катера стоимостью от 2 млн. руб., ювелирные изделия из драгоценных металлов и камней, произведения живописи и скульптуры стоимостью от 300 тыс. руб.».

Что касается введения налога на роскошь, то лояльность к возможной фискальной мере меньше всего проявили состоятельные люди и в большей степени – новоявленный средний класс и население с доходом ниже среднего. Готовы платить такую таксу только 48% состоятельных россиян.

От имени «целевых налогоплательщиков» на «круглом столе» выступил предприниматель Давид Якобашвили, предупредив, что введение налога на роскошь может отпугнуть состоятельных людей и вызвать отток капитала. Его успокоил глава РСПП Александр Шохин, заверив, что налог не коснется ни банковских вкладов, ни акций, ни антиквариата, ни ювелирных изделий, а только недвижимости и транспорта.

Опубликовано в номере «НИ» от 14 марта 2012 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: