Главная / Газета 9 Февраля 2012 г. 00:00 / Экономика

Подписывать умеем, читать не хотим

Даже состоятельные россияне финансово малограмотны

АРФИ ГЕВОРКЯН

Россияне чаще всего жалеют о том, что взяли потребительский кредит, по-прежнему малограмотны в финансовых вопросах и не знают, как отличить финансовую пирамиду. Впрочем, они доверяют кредитным учреждениям чуть больше, чем в 2008 году, а самым надежным общественно-политическим институтом признают отнюдь не президента, а Сбербанк, путая его с ЦБ РФ. Таковы представленные вчера результаты исследования, проведенного учеными из Высшей школы экономики.

МИХАИЛ ЗЛАТКОВСКИЙ, «НИ»
МИХАИЛ ЗЛАТКОВСКИЙ, «НИ»
shadow
В рамках исследования были проведены опросы и фокус-групповые дискуссии, в которых приняли участие люди от 35 до 50 лет с доходом не менее 50 тыс. руб. для Москвы и 15 тыс. руб. для регионов. Участники фокус-группы определили доверие финансовым институтам как ожидание соблюдения взятых на себя обязательств и отсутствие мошенничества. Индекс этого доверия установился в ноябре 2011 года на показателе 97 (при диапазоне от 0 до 200). Для сравнения: в 2008 году он был на уровне 96, то есть за последние три года ощутимых изменений не произошло. «Россияне готовы доверять информационно открытым, прозрачным, честным банкам. При этом не последнюю роль играет репутация кредитного учреждения. Клиенты обращают внимание на срок работы банка на рынке, его известность, место в рейтингах», – отмечает доцент кафедры экономической социологии НИУ-ВШЭ Диляра Ибрагимова.

По ее словам, имеет значение аффилированность банка с государством. Россияне в этом видят как минимум два плюса: гарантии выплат в случае банкротства и отсутствие значительных рисков. При этом далеко не каждый отдает себе отчет, что минимизированные риски всегда сопряжены с меньшей доходностью, говорится в исследовании. На фоне таких предпочтений показательно другое: каждый третий не уверен в том, что в случае конфликта с финансовой организацией спор будет разрешен справедливо. И подобные настроения с 2008 года только растут.

«Доверие вариативно и не безусловно», – отмечает г-жа Ибрагимова. Совершенно очевидно, что россияне не готовы доверять банку, предлагающему слишком низкие или слишком высокие проценты по кредитам. Поэтому «все, что ниже 10%, – вранье» и вызывает недоверие. Но при этом, по словам профессора кафедры экономической социологии Ольги Кузиной, только 35% опрошенных подписывают договор с кредитным учреждением, прочитав весь текст и выяснив все непонятные детали. А каждый десятый ставит «автограф» не читая. Уровень доверия, по словам ученых, зависит еще от нескольких факторов. Например, от степени образованности в целом и знания финансовой сферы в частности, а также от того, насколько активно гражданин пользуется финуслугами.

В целом же индекс финансовой грамотности в России оставляет желать лучшего. По шкале от 0 до 6 самый высокий показатель у состоятельных людей, но это всего 2,3 балла, то есть и они малограмотны. Только 2% граждан могут похвастать отличными знаниями в финансовой сфере. На «хорошо» оценивает себя 43%. При этом 60% опрошенных даже приблизительно не могут сказать, какие активы защищены системой страхования вкладов, а 44% затруднились назвать признаки финансовой пирамиды. А в качестве учителя по финансовой грамотности большинство хотят видеть финрегуляторов (30%) и независимых финансовых консультантов (29%).

Что касается разборчивости в финансовых продуктах, то только 6% опрошенных считают, что банкиры ввели их в заблуждение, и сожалеют о покупках, совершенных в течение последних пяти лет. Зато 53% жалеют о том, что взяли потребительский кредит. Меньше всего раскаяния вызывает участие в паевых инвестиционных фондах, автокредитах, ипотеке и в покупке акций. «Но это потому, что эти финансовые продукты менее распространены среди населения», – подчеркивает г-жа Кузина.

Интересно, что по уровню доверия населения различным общественным институтам снова победил госбанк. По словам Диляры Ибрагимовой, россияне доверяют Сбербанку больше, чем президенту как институту. Впрочем, по мнению Ольги Кузиной, в результат снова вмешался фактор финансовой безграмотности. «Мне кажется, что россияне путают Сбербанк с регулятором – Центральным банком РФ», – считает профессор НИУ-ВШЭ.

Опубликовано в номере «НИ» от 9 февраля 2012 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: