Главная / Газета 1 Февраля 2012 г. 00:00 / Экономика

Дьявол сидит в деталях

Россияне стали гораздо внимательнее выбирать финансовые услуги

ЕВГЕНИЯ ЗУБЧЕНКО

С 2008 по 2012 год доля тех, кто проводит сравнения условий предоставления финансовых услуг перед их приобретением, увеличилась с 49 до 73%. К такому выводу пришло Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ), сопоставив результаты последнего опроса с «замерами» четырехлетней давности. Эксперты объясняют повысившуюся внимательность наших граждан несколькими причинами: большей доступностью информации, возросшей популярностью банковских услуг среди населения, желанием выбрать наиболее выгодный продукт, а также страхом быть обманутыми.

Нельзя сказать, что здоровая въедливость наших граждан – их постоянное качество. Всегда, при любых обстоятельствах условия финансовых услуг тщательно взвешивают лишь 29% опрошенных. По словам экспертов НАФИ, этот показатель остается стабильным в течение последних четырех лет. При этом разные предложения сопоставляет, как правило, молодое поколение, тогда как пол и уровень доходов на это не влияют. Чем меньше населенный пункт, тем внимательнее его жители относятся к процессу выбора финансовых услуг, в частности, к вопросу сравнения условий их предоставления, отмечают авторы исследования. Так, в малых городах всегда проводят сравнения 33% опрошенных, а в Москве и Санкт-Петербурге – только 25%. Зато повсеместно и ощутимо выросла доля россиян, сопоставляющих предлагаемые им разными банками условия иногда или изредка (45% в 2011 году против 22% – в 2008-м). При этом значительно сократилась доля тех, кто никогда не делает таких сравнений.

Как рассказала «НИ» директор по коммуникациям НАФИ Юлия Барабанова, россияне стали внимательнее относиться к своему выбору во многом в связи с тем, что активно растет популярность банковских услуг. «Так, например, в 2008 году только каждый второй пользовался услугами банков (52%), а в конце 2011 года таких стало уже 78%, – пояснила эксперт. – Таким образом, у граждан постепенно формируются навыки финансово грамотного поведения. Безусловно, свою роль сыграл и кризис – он немного дисциплинировал наше население. Финансовые проблемы, с которыми столкнулись россияне, заставили серьезнее относиться к выбору финансовых услуг, а также тщательнее оценивать свои материальные возможности».

Кроме того, по мнению г-жи Барабановой, меняется и сам банковский рынок. «Помимо государственных банков, существующих относительно давно, появилось большое количество коммерческих: возрастает конкуренция, и, как следствие, усиливается борьба за клиента, – пояснила аналитик. – У россиян появилась альтернатива, а значит, и возможность делать выбор. И это в свою очередь стимулирует наших соотечественников изучать предлагаемые различными банками условия, тарифы и отдавать предпочтение наиболее привлекательным из них».

Ведущий эксперт Центра развития Дмитрий Мирошниченко в свою очередь объясняет возросшую бдительность граждан тем, что информация в последние годы стала куда более доступной. «По сравнению с 2008 годом уровень доступности информации повысился существенно, – рассказал «НИ» экономист. – Сегодня без труда можно открыть какой-либо специализированный сайт и все узнать, например, о депозитах, выбрать для себя наиболее оптимальный вариант. В то время как еще 5 лет назад надо было сначала понять, какие есть в округе банки, а затем чуть ли не пешком обходить их и узнавать все».

Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин, впрочем, считает, что дело вовсе не в этом. По его мнению, люди наслышаны о скандалах, связанных с банками, которые выдают кредиты под гигантские проценты, поэтому объективно стали внимательнее. «Проблема в том, что реальной возможности разобраться, что к чему, у людей по сути нет, – сказал «НИ» эксперт. – Законодательство не на их стороне. То есть человеку очень трудно понять реальную стоимость кредита. Дело в том, что вы с одинаковым успехом можете взять кредит как под 18% годовых, так и под 90%. В рекламе вы не увидите, что эффективная ставка равна 90%, не найдете вы этой информации и на сайте банка. В итоге люди пытаются выбирать, но провести такой маркетинг они не могут, потому что информацию от них, по сути, скрывают. Банки очень изящно указывают реальную стоимость кредита только перед подписанием самого договора, да и то не на первой странице, а мелким шрифтом где-то в середине текста. В итоге человек упускает это из виду. А надо, чтобы был паспорт кредита, где на первой странице крупным шрифтом содержалась бы вся основная информация. Люди не застрахованы от подобных ошибок, и Минфину и Центробанку давно пора вмешаться в эту ситуацию».

Опубликовано в номере «НИ» от 1 февраля 2012 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: