Главная / Газета 20 Декабря 2011 г. 00:00 / Экономика

Тревожный праздник

Судя по предновогодним планам, российский потребитель чувствует себя не очень уверенно

ЕВГЕНИЯ ЗУБЧЕНКО

По данным социологов, на подарки к Новому году наши граждане намерены потратить в среднем 4 тыс. рублей. Если сравнить эту сумму с декабрем докризисного 2007 года (2,6 тыс.), то она выросла на 54%. Однако и накопленная инфляция за это время составила 38%. Так что праздничные траты хоть и увеличиваются, но не очень сильно. Эксперты объясняют это тем, что в обществе царят весьма тревожные ожидания, связанные как с экономической ситуацией в мире, так и с возникшей политической нестабильностью в нашей стране. Впрочем, не исключено, что на этом фоне граждане вопреки всему в итоге увеличат потребление, как это уже бывало в канун кризиса.

МИХАИЛ ЗЛАТКОВСКИЙ, «НИ»
МИХАИЛ ЗЛАТКОВСКИЙ, «НИ»
shadow
Суммы, которые потребители резервируют на подарки, растут из года в год. Социологи из фонда «Общественное мнение» подсчитали: если в 2007-м по этой статье семейных расходов средний россиянин потратил 2,6 тыс. руб., то в 2008 году – 2,7 тыс., в 2010-м – 3,5 тыс., а в нынешнем – около 4 тыс. руб. Причина тут не в том, что наши люди в целом готовы тратить больше на то, чтобы доставить удовольствие родным, близким и друзьям. Главный фактор – это рост цен. За четыре года «подарочные» расходы увеличились на 54%, а накопленная инфляция за то же время составила 38%. И это общий уровень, без раскладки по отдельным товарам. Так что «на щедрость» остается только 16%.

Что интересно, как правило, россияне покупают в основном безделушки. Так, 38% приобретают сувениры и елочные украшения, 30% – игрушки детям, 27% предпочитают дарить еду, сладости и спиртные напитки, 20% – косметику и средства гигиены. Более серьезные и дорогие подарки могут себе позволить немногие. Так, например, лишь 7% говорят о том, что подарят ювелирные украшения или часы, столько же готовы раскошелиться на бытовую технику, 2% – на видео- или аудиотехнику. В этом нет ничего удивительного, если посмотреть, как за те же четыре года изменились цены на солидные презенты. Если в том же 2007-м, скажем, средний недорогой телевизор стоил 7,6 тыс. руб., то сегодня – уже 11,4 тыс. (+50%). Непритязательный фотоаппарат – «мыльница» подорожал в среднем с 2,2 до 4,6 тыс. (+109%). Относительно дешевый электропылесос с 2,8 до 3,6 тыс. (+29%).

Словом, и рад бы был средний россиянин подарить близкому человеку что-то стоящее, да удара по кошельку может не вынести. Да и настроение, надо сказать, у многих не самое лучшее. В конце ноября социологи зафиксировали достаточно высокий уровень потребительского беспокойства, тревоги и неуверенности. По данным опроса холдинга Ромир, ровно треть граждан (33%) признались, что от каких-то крупных покупок, запланированных на осень 2011 года, им пришлось отказаться. Такие настроения подтверждаются и сведениями о состоянии розничной торговли. Вчера эксперты Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний представили данные о ситуации в этой сфере. На основании статистических наблюдений они делают вывод, что в четвертом квартале произошло замедление темпов экономического восстановления в отрасли. В частности, снижаются объемы продаж и сокращается товарооборот. Как результат, по итогам года около 40% опрошенных руководителей предприятий торговли констатируют уменьшение прибыли. Для многих из них последний шанс – это Новый год. Большинство ритейлеров в надежде оживить спрос и активизировать предпраздничные продажи решили акцентировать внимание потребителей на выгодных ценовых предложениях, отказавшись от традиционного для последних дней года повышения цен на товары.

Президент Гильдии маркетологов, ведущий эксперт Ромир Игорь Березин не исключает, что подобные настроения в итоге скажутся и на новогодних тратах россиян. Правда, не так, как можно было бы предположить: люди вопреки всему могут потратить даже больше запланированного. «Когда потребитель чувствует себя не очень уверенно, находится под грузом серой повседневности, особенно хочется побаловать себя в праздник, – пояснил «НИ» эксперт. – Возникает желание украсить свою жизнь и забыть о тревогах. Поэтому серьезных падений мы не увидим, новогодние траты в любом случае будут высокими. Об этом говорят и цифры. Те замеры, которые мы проводили в ноябре и начале декабря, говорят о том, что ожидается прирост 15–20% к соответствующему периоду прошлого года. В целом же декабрь в плане потребительских трат дает 30-процентный рост к ноябрю».

Как рассказал «НИ» ведущий сотрудник Института социологии РАН Леонтий Бызов, в обществе наблюдаются весьма противоречивые настроения. «Пока люди не очень понимают, как кризис будет проявляться и как вести себя в связи с этим, отсюда и беспокойство, – говорит ученый. – Надо отметить, что кризис не единственная причина для тревог. Также стоит упомянуть и политическую нестабильность в стране. Опросы показывают, что сейчас деньги у людей есть: последние полтора года россияне восстанавливают сбережения, которые они потратили в ходе предыдущего кризиса. Но мы имеем двоякую ситуацию. С одной стороны, люди боятся потратить накопления ни на что, то есть выкинуть деньги на ветер в преддверии трудных времен. Но с другой – они опасаются, что снова начнет расти инфляция, и эти сбережения исчезнут. В условиях подобной неопределенности сложно рассчитывать на какую-то единую потребительскую стратегию. Однако, исходя из практики, можно сказать, что в целом обычно люди на Новый год не экономят. Особенно, если учитывать, что речь идет о покупке сувениров, а общая сумма затрат находится на уровне 5–7 тыс. руб., которая не является непосильной».

Опубликовано в номере «НИ» от 20 декабря 2011 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: