Главная / Газета 5 Декабря 2011 г. 00:00 / Экономика

Рубят морской узел

Балтийский завод станет банкротом, чтобы избавиться от миллиардных долгов

СЕРГЕЙ ПУТИЛОВ

Премьер Владимир Путин в пятницу срочно прибыл в Петербург для решения долговых проблем, заблокировавших работу флагмана отечественного судостроения – Балтийского завода. Он одобрил предложенный своим заместителем Дмитрием Козаком план по спасению предприятия, формально продолжающего оставаться частью империи главы Объединенной промышленной корпорации (ОПК) Сергея Пугачева. На него и возлагается ответственность за то, что завод оказался в нынешнем плачевном состоянии. Правительственный план «оздоровления» предусматривает банкротство.

Прибытие Владимира Путина на завод, находящийся в предбанкротном состоянии, совпало с выборами, что придало визиту отчетливый политический оттенок. Рабочие, зарплата которым не выплачивается уже около двух месяцев, а цеха не отапливаются из-за долгов, планировали выйти на забастовку еще в октябре. Лишь ценой щедрых посулов в виде размещения многомиллиардных заказов на строительство ледоколов и корпусов для двух лицензионных вертолетоносцев «Мистраль» профсоюз предприятия отказался от этой затеи.

Власти предложили ОАО «Балтийский завод» объявить банкротом и одновременно создать новое ООО «Балтзавод – Судостроение», куда будет выведен трудовой коллектив и активы прежнего предприятия. Хотя представители профсоюза попросили премьера на совещании по возможности избежать банкротства корабельной гордости России, чтобы «сохранить имидж», Путин дал понять, что считает эту схему единственно возможной. Как он пояснил, если банкротство и создание нового юрлица не будет осуществлено, то «все средства, которые будут перечисляться на завод по новым контрактам, будут сразу же в безакцептном порядке списываться для погашения задолженности», достигшей 15 млрд. руб.

Суть проблемы в том, что Балтзавод и другие судостроительные активы ОПК Сергея Пугачева, в том числе «Северная верфь», заложены в ЦБ по кредитам на 32 млрд. руб., выданным обанкротившемуся Межпромбанку, который также принадлежал тому же экс-сенатору. Судебные процессы по искам ЦБ об обращении взыскания на активы длятся уже около года. До их завершения по решению Арбитражного суда Москвы завод передан в доверительное управление Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), однако 29 ноября апелляционная инстанция это судебное решение отменила. Но буквально накануне визита премьера – 1 декабря – кассационный суд приостановил отмену передачи акций в управление ЦБ. Вице-премьер Дмитрий Козак назвал это решение кассационного суда «восстановлением справедливости».

Сейчас, в связи с формированием нового юрлица, предлагается отделить долги предприятия от создаваемого «Балтзавода – Судостроение», оставив их на обанкроченном ОАО «Балтийский завод». Новая структура станет получателем многомиллиардных средств (80 млрд. руб. на ближайшие года) на строительство ледокольного флота, вертолетоносцев, рабочие начнут получать зарплату, причем, как обещано, в увеличенном размере.

Во всей этой истории, несмотря на внешне логичные мотивы действий властей по отношению к трудовому коллективу, вызывает недоумение, что решения проводятся, по сути, в «ручном режиме». Очевидно, что все это едва ли послужит обнадеживающим сигналом для инвесторов, в том числе иностранных, которые вложили существенные средства в развитие Балтийского завода, а теперь, по сути, рискуют оказаться ни с чем и лишь наблюдают, каким оригинальным образом «разруливаются» трудные ситуации в судостроительной отрасли.

По словам премьера, ОПК «ловко пользуется юридическими уловками и затягивает решение вопроса о взыскании залога». Сообщалось, что в октябре заложенные 88,32% акций Балтийского завода переданы судом в доверительное управление ЦБ, который в свою очередь делегировал это право государственному ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК). Однако в ОПК «НИ» сообщили: «В последнее время в СМИ циркулирует информация о том, что ЦБ РФ или Объединенная судостроительная корпорация на основании решения суда осуществляет доверительное управление акциями «Балтийского завода» и завода «Северная верфь», входящих в структуру «ОПК – Судостроение». Данная информация является ложной». Как утверждают в компании, собственники акций Балтийского завода и «Северной верфи» никогда не передавали их в доверительное управление ни ЦБ, ни ОСК.

Как бы то ни было, сложившееся на предприятии положение действительно требовало разрешения, найти которое прежние собственники оказались не в состоянии. Директор Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко заявил «НИ» по этому поводу: «Передача Балтийского завода является единственным решением, учитывая стратегическую значимость этого предприятия для страны. Долги необходимо повесить на прежних собственников. Так что создание нового юридического лица, которое станет новым получателем средств, в том числе бюджетных, вполне логично». Кстати, в том, кто станет новым собственником завода, эксперты практически не сомневаются. На совещании в Петербурге Владимир Путин дал понять, что им станет ОСК. Таким образом, по сути, вопрос считается предрешенным заранее, даже без проведения формального конкурса.

Опубликовано в номере «НИ» от 5 декабря 2011 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: