Главная / Газета 17 Ноября 2011 г. 00:00 / Экономика

Рано успокоились?

Россияне заметно повысили потребительскую активность

ЕВГЕНИЯ ЗУБЧЕНКО

По представленным вчера данным мониторинга исследовательского холдинга «Ромир», номинальные расходы граждан РФ на приобретение продуктов питания и товаров повседневного спроса в октябре возросли на 10,5%. По мнению экспертов, с одной стороны, это объясняется опять пошедшей вверх инфляцией. С другой стороны, потребители, испугавшись было в сентября угрозы нового кризиса, потом опять расслабились.

За месяц расходы граждан на продовольственные и промышленные товары выросли более чем на 10%.<br>Фото: EPA
За месяц расходы граждан на продовольственные и промышленные товары выросли более чем на 10%.
Фото: EPA
shadow
Перед октябрьским подъемом был сентябрьский спуск. В начале осени разговоры о надвигающейся рецессии из-за европейских долговых проблем, снижение курса рубля к доллару и евро на 10% заставили граждан несколько снизить покупательскую активность, и их расходы тогда уменьшились на 1,5%. При этом сильнее всего снизилось повседневное потребление у семей со скромными доходами – на 10%. Однако шок оказался недолгим, и через месяц был зафиксирован весьма значительный рост. Нельзя не вспомнить, что в ожидании финансово-экономических катаклизмов люди нередко начинают активно тратить деньги, не зная, что с ними будет завтра. Так было, например, в конце 2008 года. Аналитики тоже об этом помнят, однако, по их мнению, ожидания скорого ухудшения экономической ситуации на потребительском поведении граждан пока сильно не сказываются.

Как рассказал «НИ» ведущий эксперт Ромир, президент Гильдии маркетологов Игорь Березин, в октябре рост потребительских расходов происходит традиционно, и связан он с двумя факторами. «В этот период в компаниях подводятся итоги первого полугодия, завершаются проекты, и, если показатели оказываются неплохими, люди начинают получать полугодовые премии, – пояснил он. – То есть с четвертого квартала традиционно начинается некоторое повышение доходов».

Кроме того, по словам эксперта, «именно в этот период люди возвращаются к привычному в холодное время режиму питания». «К примеру, с наступлением холодов в рационе россиян увеличивается доля мясных продуктов. Одновременно с этим заканчивается сезон дешевых овощей и фруктов. Эти факторы обеспечивают традиционный рост расходов», – рассказал г-н Березин.

Ведущий сотрудник Института социологии РАН Леонтий Бызов тоже не считает, что кризисные ожидания в данном случае стали определяющими. «Пока эти ожидания еще очень неопределенные, – рассказал он «НИ». – В СМИ на этот счет звучат совершенно разные точки зрения, поэтому у людей нет ощущения, что кризис уже на пороге. Скорее наоборот – люди, немного испугавшись в сентябре, потом расслабились. Во-первых, перед выборами происходит точечное повышение зарплат или производятся какие-то социальные выплаты. Во-вторых, летом очень сильно замедлилась инфляция, а сейчас она понемножечку опять возрастает. В-третьих, возможно, граждане на волне низкой инфляции августа-сентября решили, что те ограничения, которые они ввели в семейный бюджет, можно снять».

Заметим, что активнее всего росли октябрьские расходы потребителей в Москве и крупных городах – на 11,5%. В городах с населением менее 1 млн. жителей они увеличились скромнее – на 8,5%. Также вырос размер среднего чека, причем существенно – на 7,5% по сравнению с сентябрем. Это второй по абсолютной величине результат за весь период наблюдений социологов: в декабре 2010 года было сразу 12,5%. Самый скромный показатель был зафиксирован в Москве, где размер чека стал на 3% больше, но в столице он вырос на 4,5% еще в сентябре. А вот в городах-миллионниках после сентябрьского спада на 2% подъем в октябре вырос сразу на 10%.

«Объем потребительских расходов может расти по двум направлениям, – пояснил Игорь Березин. – Люди могут приобретать больше продуктов и товаров в тех же самых местах, где покупали раньше, тогда растет средний чек. Либо они могут покупать в большем числе магазинов, тогда растет не чек, а частота совершения покупок. Последние два года мы наблюдали ситуацию, когда рост общего объема расходов не сопровождался заметным увеличением среднего чека. Он оставался на одном уровне и возрастал лишь в декабре. Сейчас ситуация несколько изменилась. Так что ожидание кризисных явлений немного подпортило картину сентября, а потом потребительская активность граждан опять вышла на довольно высокий уровень. Это говорит о том, что люди успокоились».

Опубликовано в номере «НИ» от 17 ноября 2011 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: