Главная / Газета 26 Октября 2011 г. 00:00 / Экономика

Сыты, одеты – и ладно

Подавляющее большинство россиян относят себя к среднему классу

ЕВГЕНИЯ ЗУБЧЕНКО

Нередко говорят, что важно не столько качество жизни человека, сколько его самооценка. С этим в России все в порядке. По опубликованным вчера результатам опроса, проведенного Аналитическим центром Юрия Левады, 80% наших граждан относят себя к «среднему» слою. При этом 53% хватает денег лишь на едуи одежду, 24% могут себе позволить траты только на продукты питания и менее 20% спокойно покупают еще и товары длительного пользования. И хотя социологи уточняют: «средний слой» и «средний класс» не одно и то же, очевидно, что для простого обывателя здесь нет никаких различий.

МИХАИЛ ЗЛАТКОВСКИЙ, «НИ»
МИХАИЛ ЗЛАТКОВСКИЙ, «НИ»
shadow
На сегодняшний день примерно треть граждан (31%) зарабатывают от 17 до 25 тыс. руб. в месяц, еще четверть – больше. От 10 до 17 тыс. руб. получают 15%, до 10 тыс. – 13%. Еще 16% не смогли четко обозначить свой ежемесячный доход. В целом же, как подсчитали социологи, средний доход россиянина в сентябре составил 9,4 тыс. руб. на человека. Общий доход среднестатистической российской семьи – 22,9 тыс. руб. в месяц: самый высокий – 130 тыс., самый низкий – 2 тыс. руб.

Названные самими гражданами суммы резко контрастируют с данными Росстата. По официальной статистике, совокупные располагаемые доходы населения России летом 2011 года номинально составляли порядка 2325 млрд. руб. в месяц. Или в среднем по 46,5 тыс. руб. на одну семью. Реальные доходы за вычетом налогов будут меньше. Конечно, Росстат обсчитывает всю страну, а социологический центр только по выборке, но уж больно велика разница. Как бы то ни было, ни то, ни другое большинство граждан не удовлетворяет. По данным исследовательского холдинга «Ромир», сегодня, по мнению россиян, семье из трех человек нужно для нормальной жизни в среднем 65,7 тыс. руб. в месяц. То есть желаемый уровень дохода превосходит реальный примерно в 1,4 раза.

Однако поразительно не это, а то, как сами граждане позиционируют себя в системе социально-экономических координат. Эксперты «Левада-Центра» поинтересовались, к какому из слоев относят участники опроса себя и свою семью. 80% причисляют себя к среднему слою: из них 46%, по собственной самооценке, принадлежат средней его части, 37% нижней и 3% верхней. К высшему слою себя относят менее 1%, к низшему – 15% населения. При этом 53% тех же самых граждан признались, что денег им хватает на продукты и одежду. Покупка телевизора, холодильника и прочей «роскоши» для них проблематична. 24% говорят о том, что все заработанные средства они вынуждены тратить лишь на еду. 6% с трудом сводят концы с концами, им не хватает даже на пропитание. А вот 17% населения могут без труда приобретать товары длительного пользования, проблема для них – это дорогостоящие покупки. И лишь менее 1% граждан могут позволить себе достаточно дорогие покупки – квартиру, дачу и многое другое.

Из этих цифр можно сделать два вывода. Во-первых, большая часть населения живет очень скромно, поскольку еда и одежда в современном мире считаются базовыми потребностями людей, обеспечивающими их физиологическое выживание. Во-вторых, либо люди соотносят себя со «средним классом», либо просто думают, что именно так и живет большинство.

О том, кого в нашей стране относить к среднему классу, говорится много и долго. В целом же принято считать, что материально он начинается от доходов хотя бы в 2 тыс. долларов в месяц. Но этим проблема не исчерпывается. Специалисты уверяют: средний класс непременно должен проявлять и удовлетворять целый ряд культурных, образовательных, рекреационных и прочих потребностей, которые вовсе не обязательны для той части населения, которая может себе позволить лишь нормально поесть и одеться. Опрос показал, что у россиян налицо существенный сдвиг в самооценке.

Очевидно, что в каждой стране есть свои представления о том, что такое бедность и богатство, и эти представления сильно рознятся. Не будем сравнивать себя с богатыми европейскими государствами, где, очевидно, критерии принадлежности к тому или иному слою совсем не такие, как у нас. Возьмем, к примеру, Испанию, которая сейчас охвачена тяжелейшим кризисом и лидирует в Старом Свете по уровню безработицы. Буквально на днях Национальный институт статистики этой страны сообщил, что чертой бедности там считается доход в 628 евро в месяц на человека. Это 26,3 тыс. руб., которые у нас считаются нормальной зарплатой. Порог бедности в России – это все, что ниже прожиточного минимума, который составляет 6324 руб., то есть около 150 евро. Средний доход испанской семьи в 2010 году составлял 24,89 тыс. евро, а это 1 млн. руб. По прогнозам, в этом году он упадет на 4%, но все равно будет ощутимо ниже и 275 тыс. (по «Левада-Центру»), и 558 без вычета налогов (по Росстату).

То, что у нас сильно искажены представления о том, что такое «средний класс», признает и социолог Леонид Седов. «Люди не хотят себя уничижать и, несмотря на то, что их жизненный уровень объективно низок, они все же предпочитают считать себя не люмпенами, а «средним» классом, – пояснил «НИ» эксперт. – Речь идет не об идеализации собственного материального положения, а о погоне за социальным статусом». Однако в самом «Левада-Центре» поясняют, что имелось в виду несколько иное. «Наш опрос не связан с понятием «средний» класс, – рассказала «НИ» эксперт центра по изучению уровня жизни Марина Красильникова. – Люди отвечают на вопрос о том, считают ли они себя такими же, как все, как большинство, то есть средними. Поэтому в данном случае «средний слой» не аналог понятия «средний» класс». Впрочем, не факт, что люди поняли социологов правильно. Для них социологические тонкости, на которых строятся отличия слоя от класса, вряд ли имеют значение.

Опубликовано в номере «НИ» от 26 октября 2011 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: