Главная / Газета 27 Июля 2011 г. 00:00 / Экономика

Второе пришествие

Автомобилистов может накрыть еще одной волной дефицита топлива

СЕРГЕЙ ПУТИЛОВ

В стране растет нехватка автомобильного топлива, а цены на него будут стремительно увеличиваться. Об этом предупредили вчера журналистов президент Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша и директор по стратегическому развитию аналитического центра «Кортес» Павел Строков. Такую цену придется заплатить автомобилистам за многолетнее пренебрежение проблемами модернизации отрасли и отсутствие конкурентного рынка топлива, подменяемого администрированием и всевластием нефтяной олигополии. Продление сроков производства «Евро-2» едва ли сможет потушить разгорающийся «бензиновый пожар».

На АЗС бензин дорожает быстрее, чем у производителей.<br>Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
На АЗС бензин дорожает быстрее, чем у производителей.
Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
shadow
По словам Павла Строкова, дефицит бензина на внутреннем рынке составляет сейчас 6–8%. Рост розничных цен на высокооктановое топливо в этом году может превзойти уровень 2010 года, сообщил эксперт. Он исходит из того, что с начала года бензин «Премиум-95» уже подорожал на АЗС на 6,5%, тогда как за весь прошлый год рост составил порядка 8%. «Мы можем увидеть превышение этого показателя, если ситуация на топливном рынке не поменяется», – пояснил аналитик. По его оценке, ситуацию может частично сгладить возврат в оборот бензина класса «Евро-2». Однако проблема носит системный характер, поскольку рыночное ценообразование, по мнению эксперта, в России отсутствует, а решения принимаются «в ручном режиме» и с участием нефтяных монополий.

Требование правительства снижать цены на бензин, как отметил в свою очередь Евгений Аркуша, уже привело к тому, что идет широкомасштабное «разорение независимых АЗС и скупка их крупными компаниями». Едва ли стоит надеяться, что сужение рынка поможет урегулировать цены на бензин и предотвратить картельные сговоры, о которых так много говорят во властных коридорах. Цены, по версии эксперта, подстегнуло и преждевременное решение правительства о запрете бензина класса «Евро-2», что во многом и породило весенний топливный кризис. Поэтому властям пришлось задуматься о продлении разрешения на выпуск «Евро-2» как минимум до середины 2012 года. Кроме того, полагает г-н Аркуша, действие повышенных экспортных пошлин на нефтепродукты должно быть продлено до момента полного насыщения внутреннего рынка.

Напомним, что ранее правительство РФ планировало с 2012 года запретить производство бензинов стандарта ниже «Евро-3». Однако нефтяники заявили, что страна не готова начать избавляться от «Евро-2», на котором ездит большинство автомобилей в России. С другой стороны, обновление отрасли давно назрело, поскольку в стране стремительно растет число машин, работающих на высококачественном бензине. По словам г-на Строкова, почти 60-процентный рост продаж автомобилей в первом полугодии был обеспечен преимущественно современными моделями, требующими бензина классом не ниже «Евро-3». Как недавно признал Владимир Путин, «граждане тратят немалые деньги, чтобы купить новые автомобили, и они вправе требовать, чтобы им продавали качественный и безопасный бензин». Тем временем разрыв между техническими возможностями устаревших отечественных НПЗ и потребностями автомобилистов, как подчеркнул г-н Строков, продолжает увеличиваться, что заставляет задуматься о новой волне бензинового кризиса в будущем.

Налицо и конфликт между компаниями, проводящими обновление мощностей, и теми, кто предпочитает зарабатывать на поставках низкокачественного бензина. Как отметил «НИ» Евгений Аркуша, «с точки зрения компаний, проводящих модернизацию НПЗ и уже вложивших огромные средства, продолжение выпуска «Евро-2» является несправедливым». Поэтому власти будут стремиться стимулировать их с помощью «гибкой акцизной политики». Минэнерго, по словам президента РТС, хочет помочь «продвинутым» производителям избежать убытков в случае вынужденного возврата на рынок бензина «Евро-2». Для этого предлагается увеличить дифференциацию в акцизах на различные классы топлива. Разница может подняться до 2–3 тыс. руб. за тонну с нынешних 300–400 руб. Иными словами, производить хороший бензин должно стать экономически выгодно: чем выше класс, тем ниже акциз. Это, полагает г-н Аркуша, будет стимулом к модернизации нефтеперерабатывающей промышленности.

Дифференциация, возможно, будет во благо. Однако проблема заключается в том, что сам по себе рост акцизов никто отменять, судя по всему, не собирается, а он как раз и является одной из главных причин удорожания топлива. По оценке Павла Строкова, до 7% роста стоимости бензина приходится на ежегодно повышаемые акцизы. Эксперт напомнил «НИ», что в прошлом году акцизы составляли 3900 руб., в этом – 5995, в следующем они поднимутся уже до 7725 руб. за тонну. «Не приходится надеяться, что при таком стремительном росте акцизов цены на бензин будут оставаться на прежнем уровне. Все это, в конечном счете, перекладывается на потребителей», – сообщил эксперт.


БЕНЗИН ДОРОЖАЕТ В РОЗНИЦЕ
Потребительские цены на автомобильный бензин в России в январе-июне 2011 года выросли на 10,6%, в июне по сравнению с маем – на 1,7%, сообщил во вторник Росстат. В годовом исчислении топливо в стране подорожало в июне на 15,1%, в первом полугодии – на 11,6%. В частности, цены на бензин марки АИ-76 (АИ-80) в прошлом месяце по сравнению с маем выросли на 1,9%, марки АИ-92 (АИ-93) – на 1,7%, АИ-95 и выше – также на 1,7%. Дизельное топливо подорожало на 0,9%. По данным официальной статистики, в июне рост цен на бензин был отмечен в 71 субъекте РФ. Самым значительным он был в Якутии – на 5,1%. В пяти регионах по сравнению с предыдущим месяцем цены остались без изменения. Их снижение наблюдалось в семи субъектах РФ, в том числе в Иркутской области – на 2,2%. В Москве потребительские цены на автомобильный бензин за прошедший месяц в среднем стали выше на 2,4%, в Санкт-Петербурге – на 1,4%.
При этом цены у производителей топлива в июне в среднем выросли лишь на 0,2%. Удорожание бензина зафиксировано в восьми субъектах РФ (от 0,2% в Республике Коми и Пермском крае до 9,3% в Якутии). В девяти регионах производители держали цены на уровне майских, а в трех регионах даже снижали (от 5,2% в Красноярском крае до 9,7% в Иркутской области). Цены производителей на нефть, добытую в июне, снизились еще более существенно – на 10,2% (правда, с начала года они выросли на 12,9%), а тарифы на перекачку сырья трубопроводным транспортом не изменились (с начала года они снизились на 0,7%).
По материалам РИА Новости

Опубликовано в номере «НИ» от 27 июля 2011 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: