Главная / Газета 25 Июля 2011 г. 00:00 / Экономика

«Евро-2» тушит топливный кризис

Правительство санкционировало выпуск неэкологичного бензина в обмен на модернизацию НПЗ

СЕРГЕЙ ПУТИЛОВ

Власти продляют разрешение на выпуск топлива стандарта «Евро-2» как минимум до середины 2012 года, заявил в конце прошлой недели замглавы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Павел Субботин. Эта мера коснется компаний, подписавших с государством соглашения об условии модернизации НПЗ. Однако эксперты опасаются, что для некоторых производителей достигнутый компромисс может обернуться штурмовщиной, которая ввергнет отрасль в коллапс.

Продление сроков касается 12 компаний, подписавших накануне соглашение с ФАС, Ростехнадзором и Росстандартом об условиях модернизации НПЗ. Это «ЛУКойл», «Газпромнефть», ТНК-BP, «Роснефть», «Башнефть», «Татнефть», «Сургутнефтегаз», «Русснефть», «Альянс», «Славнефть», «Газпром» и НЗНП. Документ предусматривает, что нефтяники до 2015 года модернизируют свои НПЗ для производства более качественного бензина и других видов топлива. Для каждой из компаний установлены разные сроки запрета на выпуск топлива «Евро-2», подчеркнул г-н Субботин, добавив, что ведомства планируют «жестко контролировать» поведение компаний в деле обновления.

Как ожидается, решение о продлении выпуска топлива стандарта «Евро-2» позволит стабилизировать ситуацию с дефицитом бензина в ряде регионов, возникшую во многом вследствие форсирования властями темпов перехода на более качественный бензин. С другой стороны, власти подгоняет не только проблема модернизации отрасли и необходимость насытить рынок топливом, но и стремительное обновление автопарка страны. Так, с 1 января будущего года российские заводы не смогут выпускать автомобили класса ниже «Евро-4». Доступ извне машин, использующих бензин более низкого качества, прекращен еще год назад.

Как рассказал «НИ» аналитик топливного рынка Григорий Бирг, «власти сами загнали себя в ловушку: использовать низкокачественный бензин становится все труднее, но в стране пока нет мощностей, позволяющих восполнить нарастающий дефицит высокооктанового бензина». В начале июля на совещании у премьер-министра Владимира Путина по проблемам нефтяной отрасли Ростехнадзор назвал проводимую нефтяниками модернизацию «поверхностной»: фактически некоторые компании меняют лишь отдельные узлы и детали. Однако принятое решение ряд экспертов считают во многом политически мотивированным, работающим не столько на реальное обновление устаревшей отрасли, сколько на предстоящие выборы. Как сказал «НИ» эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов, «заявленные жесткие сроки проведения модернизации могут привести к тому, что наступит полный бензиновый коллапс, если предприятия заставят проходить техническое переоснащение одновременно и в ускоренном темпе». По словам г-на Абзалова, «штурмовщиной проблему, которая накапливалась десятилетиями, не решить».

Примеров удачной и проводимой в срок модернизации НПЗ действительно пока немного. В их числе Хабаровский завод, который уже начал выпускать высококачественное топливо, не останавливая старое производство. Обновление там должно закончиться в будущем году, но в целом отрасли для этого понадобится гораздо больше времени. По мнению г-на Бирга, власти пытаются решить «нерешаемую проблему», одновременно повышая экспортные пошлины на нефтепродукты, чтобы насытить внутренний рынок бензином и сдержать внутренние цены на него. Доходы от экспорта нефти и нефтепродуктов являются основным источником модернизации. Но если ослабить пошлины, то, по словам эксперта, «это делает невыгодным для компаний продажу топлива на внутреннем рынке, что является одной из причин дефицита».

Между тем на днях президент «Роснефти» Эдуард Худайнатов направил в ФАС письмо, в котором говорится, что если компания начнет снижать розничные цены на бензин, то его тут же скупят независимые АЗС для перепродажи по завышенным ценам. В ответ правительство давит на нефтянку экспортно-таможенным прессингом, правда, при этом и давая пряник в виде продления сроков выпуска устаревшего бензина «Евро-2». Так, наряду с решением о продлении сроков выпуска топлива этого класса Минэкономразвития внесло в правительство проект постановления о сохранении в августе запретительной экспортной пошлины на бензин.

Опубликовано в номере «НИ» от 25 июля 2011 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: