Главная / Газета 12 Июля 2011 г. 00:00 / Экономика

Что на сладкое

Повышение пошлины на ввоз карамели вряд ли благотворно скажется на потребителе

МИХАИЛ КРЮЧКОВ, ЕВГЕНИЯ ЗУБЧЕНКО

Сегодня пятый день, как в России действует повышенная спецпошлина на импорт карамели. Она составляет 294,1 доллара за тонну и будет держаться на этом уровне ближайшие три года. Потребитель пока не почувствовал изменений на прилавках кондитерских отделов, однако, по мнению экспертов, некоторое сужение свободы выбора все же произойдет. Да и от повышения цен, которым обычно чревато всякое ограничение конкуренции, никто не застрахован.

Зачем нужна новая пошлина, ясно из названия постановления правительства, на основании которого она была введена, – «О мерах по защите экономических интересов российских производителей карамели». Эта конкретная мера не распространяется на ввоз конфет, выпущенных в Белоруссии и Казахстане (у России, напомним, с ними Таможенный союз), а также из стран, пользующихся национальной системой преференций РФ, за исключением Китая и Турции. По данным Минпромторга, больше всего карамели мы получаем изУкраины, КНР, Германии и Польши. Торговых партнеров заподозрили в демпинге, и весной прошлого года министерство даже начало соответствующее расследование. Инициировала его Ассоциация предприятий кондитерской промышленности «АСКОНД». Видимо, нашим кондитерам мешают конкуренты.

Считается, что повышение ввозной пошлины приведет к ограничению поставок карамели из-за рубежа. В результате внутреннее производство получит некий стимул, а заодно повысится и спрос на отечественный сахар. В этом заинтересован уже Союзроссахар: новый урожай сахарной свеклы уже не за горами, и большие переходящие товарные запасы сладкого продукта, которые могут образоваться к концу года, чреваты проблемами. Не сбрасывать же, в самом деле, цены. А так, на растущее производство карамели потребуется больше сахара, цены будут держаться, и все будут довольны.

Впрочем, не все. Когда о введении новой пошлины заговорили в России, все это очень внимательно слушали на Украине, которая готова поставлять нам недорогие и вполне качественные карамельные конфеты. Местные кондитеры сразу смекнули: повышенная пошлина может если не закрыть наглухо, то очень сильно сузить им российский рынок. Они прекрасно знали, о чем говорят, – им ведь наши пошлинные маневры пришлось пережить уже дважды: в 2001 и 2005 годах. К чему это привело, свидетельствует статистика украинского министерства аграрной политики и продовольствия: если в 2005 году объем поставок из соседней страны составлял 60 тыс. тонн, то в последнее время – около 16 тыс. тонн ежегодно.

Вряд ли будет большое счастье и нашему потребителю. Без украинских, польских и прочих импортных конфет он, конечно, проживет – благо своих хватит. Ему важно, чтобы был выбор, чтобы поменьше «химии», чтобы вкусно и неразорительно, а где карамельку сделали, по большому счету, все равно. Но есть некоторые нюансы, на которые «НИ» указал профессор кафедры торговой политики Высшей школы экономики Алексей Портанский. «Теоретически повышение пошлины, конечно, может стимулировать внутреннее производство, но на практике далеко не всегда происходит именно так, – рассказал эксперт. – Если наши предприятия действительно встали на путь модернизации, у них есть конкретный бизнес-план, в котором прописано, что через такое-то время они выйдут на такие-то мощности, то подобную меру можно назвать оправданной. Но и то пошлины поднимаются всегда временно. Если же этого нет и производитель, пытаясь защитить себя, выпрашивает эти меры в правительстве, проще говоря, клянчит, тогда это вредно».

По мнению ученого, речь идет, если взять отрасль в целом, а не отдельные наиболее успешные предприятия, именно о втором варианте, поэтому «это не приведет к улучшению продукции нашего производителя, и для потребителя это плохо». По большому счету, нас просто ограничивают в выборе. Не говоря уже о том, что всякое сужение конкуренции потенциально чревато повышением цен.

Опубликовано в номере «НИ» от 12 июля 2011 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: